В выставочном зале "Каретный" Конюшенного корпуса Елагиноостровского
дворца-музея сегодня в 16 часов состоится открытие выставки скульптуры
и энкаустики Валентина Рещикова "Мифология древа".
Главной темой творчества Валентина Рещикова является миф. Именно этой
теме скульптор посвятил все свои персональные выставки: "Образы
древности в пластике Валентина Рещикова", Музей городской скульптуры
(Петербург, 1994); "Мир древности", ЦДХ (Москва, 1997); "Мистерия
древности" в арт-галерее "Северная корона" (Колпино,
2000-2001). Работы, представленные в этих и в настоящем проекте, связаны
с представлениями о мире, культах и мифах древних славян. Если их поместить
в одном пространстве с археологическими находками, то можно подумать,
что это - предметы культа и сотворены они были не современным художником,
а мастером далекого прошлого. Совокупность своих скульптур, собранных
в одном пространстве выставочного зала, художник сравнивает одновременно
и с символом мифологического древа, и с книгой собственной жизни.
Свою собственную жизнь, как обыденную, так и творческую, Валентин Рещиков
также воспринимает сквозь призму религиозных и мифологических представлений.
Свою биографию, например, он начинает с факта собственного рождения.
Валентин Рещиков родился в 1954 г. в Мещёре, где еще до недавнего прошлого
были живы древние традиции, обычаи и поверья, в большой патриархальной
семье спустя семь дней после Рождества. Рождение состоялось не в больнице,
а в дедовском доме у печки. Роды принимала собственная прабабка будущего
художника, которая была искусной повитухой. Валентин вспоминает, как
в детстве он долгими зимними вечерами часто забирался на печь и под
песни сверчка изучал узорчатый мир соснового потолка. Любил он разглядывать
и ажурные прялки, и веретена, и иконы, освещенные лампадами, слушая
бабушкину молитву. Как считает скульптор Рещиков, эти впечатления заложили
основу интереса с одной стороны к мифологии, с другой - к дереву как
материалу, в котором возможно изобразить сложный мир представлений.
Так, например, детские фантазии, связанные с баней, отражает композиция
"Навьи", а встреча с волком - в работе "Заклятие".
Запомнились художнику увиденные в детстве танцы журавлей. Именно токующих
журавлей изображает скульптура под названием "М-еще-Ра", где
египетский бог солнца Ра оказывается причастным к мещерским птицам,
которые зимуют в стране пирамид. Солнечные и водные мистерии так увлекали
Валентина, что он часами мог сидеть на заросшем берегу Белого озера.
По местному преданию, на дне его часто видели храм, что в сознании художника
стало сопоставимо с легендой о граде Китеже. Этой легенде скульптор
посвятил композицию, выполненную в технике энкаустика - "Отражение".
Однако отражение своего будущего Валентин Рещиков узрел не в зеркале
таинственного озера, а при помощи топора. Дело в том, что односельчане
Валентина во время святочных гаданий узнавали судьбу своих близких по
топору. Для этого в топор вбивали деревянный кол, который держали обеими
руками и быстро вращали топор. По отдельным словам, произнесенным при
вращательных движениях, определяли имя суженной (суженного), размер
богатства, род занятий. Валентину было предназначено стать мастером
- именно на этом заветном слове остановился топор. И действительно,
точными ударами топора он стал высекать из бревна свою Тавромахию еще
в Богородской школе художественной резьбы по дереву. Образ быка настолько
привлекал его своей мощью и яростью, что он даже отваживался дразнить
богородских племенных быков, стараясь "вобрать" в себя их
стихию. И именно с темой быка он появился в Ленинграде, представив приемной
комиссии Мухинского училища богородские композиции в дереве.
Художественное образование Валентин Рещиков получил сначала в профессионально-технической
школе на отделении художественной резьбы по дереву села Богородское
Сергиев-Посадского района, затем на скульптурном отделении Художественно-промышленного
училища им. В.Мухиной.
В 1992 году скульптор работал над деревянным крестом, который был установлен
на Чудском озере на предположительном месте Ледового побоища. Почти
пятиметровую громадину пришлось транспортировать при помощи вертолета.
Для постамента к кресту было собрано в округе Чудского озера множество
тысячелетних валунов - возможных свидетелей битвы. Памятник был установлен,
по древнерусской традиции, у дороги, ведущей к храму, недалеко от деревянного
домика, где когда-то жил актер Николай Черкасов, вдохновляясь на роль
Александра Невского. Теперь это место паломничества, а по праздникам
здесь совершается крестный ход и зажигаются свечи. Так крест, возведенный
к 750-летию Ледового побоища, стал не только победным, но и поклонным.
Памятный крест - это не единственное произведение Валентина Рещикова,
которое носит культовый характер. В 2000 г. он исполнил 4 скульптуры
для храма Св. Екатерины на Невском пр.
В 1994 году Валентин Рещиков стал лауреатом конкурса "Окно в Нидерланды",
проводимого в Санкт-Петербурге. На этом конкурсе выставлялись работы
из области абсурда. "Корабль дураков" Рещикова получил 4 место,
а работа "Посвящение Брейгелю" - поощрительный приз.
Выставка будет открыта до 8 сентября.