Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

08.08.2002
Актуальное искусство

Деревянная скульптура Валентина Рещикова
[Елена Невердовская]

В выставочном зале "Каретный" Конюшенного корпуса Елагиноостровского дворца-музея сегодня в 16 часов состоится открытие выставки скульптуры и энкаустики Валентина Рещикова "Мифология древа".
Главной темой творчества Валентина Рещикова является миф. Именно этой теме скульптор посвятил все свои персональные выставки: "Образы древности в пластике Валентина Рещикова", Музей городской скульптуры (Петербург, 1994); "Мир древности", ЦДХ (Москва, 1997); "Мистерия древности" в арт-галерее "Северная корона" (Колпино, 2000-2001). Работы, представленные в этих и в настоящем проекте, связаны с представлениями о мире, культах и мифах древних славян. Если их поместить в одном пространстве с археологическими находками, то можно подумать, что это - предметы культа и сотворены они были не современным художником, а мастером далекого прошлого. Совокупность своих скульптур, собранных в одном пространстве выставочного зала, художник сравнивает одновременно и с символом мифологического древа, и с книгой собственной жизни.
Свою собственную жизнь, как обыденную, так и творческую, Валентин Рещиков также воспринимает сквозь призму религиозных и мифологических представлений. Свою биографию, например, он начинает с факта собственного рождения. Валентин Рещиков родился в 1954 г. в Мещёре, где еще до недавнего прошлого были живы древние традиции, обычаи и поверья, в большой патриархальной семье спустя семь дней после Рождества. Рождение состоялось не в больнице, а в дедовском доме у печки. Роды принимала собственная прабабка будущего художника, которая была искусной повитухой. Валентин вспоминает, как в детстве он долгими зимними вечерами часто забирался на печь и под песни сверчка изучал узорчатый мир соснового потолка. Любил он разглядывать и ажурные прялки, и веретена, и иконы, освещенные лампадами, слушая бабушкину молитву. Как считает скульптор Рещиков, эти впечатления заложили основу интереса с одной стороны к мифологии, с другой - к дереву как материалу, в котором возможно изобразить сложный мир представлений. Так, например, детские фантазии, связанные с баней, отражает композиция "Навьи", а встреча с волком - в работе "Заклятие". Запомнились художнику увиденные в детстве танцы журавлей. Именно токующих журавлей изображает скульптура под названием "М-еще-Ра", где египетский бог солнца Ра оказывается причастным к мещерским птицам, которые зимуют в стране пирамид. Солнечные и водные мистерии так увлекали Валентина, что он часами мог сидеть на заросшем берегу Белого озера. По местному преданию, на дне его часто видели храм, что в сознании художника стало сопоставимо с легендой о граде Китеже. Этой легенде скульптор посвятил композицию, выполненную в технике энкаустика - "Отражение". Однако отражение своего будущего Валентин Рещиков узрел не в зеркале таинственного озера, а при помощи топора. Дело в том, что односельчане Валентина во время святочных гаданий узнавали судьбу своих близких по топору. Для этого в топор вбивали деревянный кол, который держали обеими руками и быстро вращали топор. По отдельным словам, произнесенным при вращательных движениях, определяли имя суженной (суженного), размер богатства, род занятий. Валентину было предназначено стать мастером - именно на этом заветном слове остановился топор. И действительно, точными ударами топора он стал высекать из бревна свою Тавромахию еще в Богородской школе художественной резьбы по дереву. Образ быка настолько привлекал его своей мощью и яростью, что он даже отваживался дразнить богородских племенных быков, стараясь "вобрать" в себя их стихию. И именно с темой быка он появился в Ленинграде, представив приемной комиссии Мухинского училища богородские композиции в дереве.
Художественное образование Валентин Рещиков получил сначала в профессионально-технической школе на отделении художественной резьбы по дереву села Богородское Сергиев-Посадского района, затем на скульптурном отделении Художественно-промышленного училища им. В.Мухиной.
В 1992 году скульптор работал над деревянным крестом, который был установлен на Чудском озере на предположительном месте Ледового побоища. Почти пятиметровую громадину пришлось транспортировать при помощи вертолета. Для постамента к кресту было собрано в округе Чудского озера множество тысячелетних валунов - возможных свидетелей битвы. Памятник был установлен, по древнерусской традиции, у дороги, ведущей к храму, недалеко от деревянного домика, где когда-то жил актер Николай Черкасов, вдохновляясь на роль Александра Невского. Теперь это место паломничества, а по праздникам здесь совершается крестный ход и зажигаются свечи. Так крест, возведенный к 750-летию Ледового побоища, стал не только победным, но и поклонным.
Памятный крест - это не единственное произведение Валентина Рещикова, которое носит культовый характер. В 2000 г. он исполнил 4 скульптуры для храма Св. Екатерины на Невском пр.
В 1994 году Валентин Рещиков стал лауреатом конкурса "Окно в Нидерланды", проводимого в Санкт-Петербурге. На этом конкурсе выставлялись работы из области абсурда. "Корабль дураков" Рещикова получил 4 место, а работа "Посвящение Брейгелю" - поощрительный приз.
Выставка будет открыта до 8 сентября.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100