В
галере "Nota Bene" открылась выставка "Санкт-Петербург
глазами "недалеких" иностранцев", на которой свои живописные
работы представили два белорусских художника Анатолий Марышев и Алесь
Фалей. Все произведения были сделаны в течение двух недель перед открытием
выставки, таким образом, они должны показывать совершенно особенный
Петербург. Петербург - предъюбилейный город, все исторические и культурные
достопримечательности которого спрятаны под строительными лесами и сетками,
главные парки и площади разрыты и перегорожены заборами. Но отсутствие
визуальных туристических радостей и наличие всяческих неудобств ни капли
не уменьшило поток приезжих - на Невском постоянный час пик, по камням
и ухабам набережных и площадей скачут разодетые дамы на шпильках, нарядные
дети и дородные дяди с фотоаппаратами на животе, возле причалов постоянно
стоят огромные очереди.
Это все, казалось бы, должны были заметить и зафиксировать художники,
рискнувшие собственными "иностранными" глазами посмотреть
на Петербург. Заметить то заметили, но… дальше есть необходимость о
каждом сказать отдельно.
На небольших картинах и этюдах Фалея Петербург предстает в необычном
для него амплуа. Позабыв обо всех собственных сыгранных прежде ролях
и не предвкушая будущие, возможно еще более звездные, Петербург являет
нам себя просто как большой город, улицы которого заполнены пестро одетыми
людьми, а реки и каналы забиты катерами и лодками разных размеров и
конфигураций. Город динамичный и живой, город живописный, причем эта
его живописность не связана, как обычно, с небом и водой.
Как раз последние две питерские реальности - небо и воду - увидел второй
автор выставки, Анатолий Марышев. И, скорее даже, не заметил, а с их
помощью убежал из реальности современного Петербурга. С образом современного
города художник столкнуться побоялся, но к легенде, литературе, истории,
мифу Петербурга приблизиться не смог. Сделать это не позволили все эти
стройки и дорожные работы - то есть, сама натура, от которой при написании
этюдов отмахиваться никак следует. Поэтому и выглядит Петербург на этюдах
Анатолия Марышева как полупустой, монотонно синий город, в котором много
рек и каналов, видны кое-где купола, но нет ни движения, ни живописи,
ни света.
Ссылки по теме:
Собственно
живопись [Елена Невердовская]