В
последнее время Русский музей настойчиво предлагает зрителям прошедшее
пробу временем искусство "нонконформистов" – условно говоря.
Благодаря Гороховскому, Рогинскому, Заборову к началу лета была окончательно
подведена черта под разборками с историей – как далекой, так и близкой,
- и с романтизированным советским бытом. Зритель, раз за разом приходивший
в музей и не по своей воле оказывавшийся лицом к лицу то ли с жестоким
миром прошлого, то ли с авторской ностальгией по нему, как по теме,
может теперь отдохнуть – в августе выставочные площади заняты формалистами.
В Мраморном дворце представлен немецкий художник румынского происхождения
Дорель Добокан, отрекомендованный Александром Боровским в качестве
сюрреалиста, занятого "репрезентацией предметного мира, увлеченного
"тихой жизнью" хрестоматийных предметных реалий домашнего
обихода". При чем же здесь "нонконформизм"? При том
же: интерпретация сюрреалистических пастелей Дореля не может быть,
по мнению руководителя Отдела Новейших течений, произведена без разбора
его "драматичной и даже авантюрной" судьбы, без упоминания
режима Чаушеску и войны с формализмом, линия фронта которой совпадала
с границей СССР. И поэтому предполагается, что медитативность и интимность
произведений Дореля имеет свои корни в "национальном сюрреалистическом
движении, возникшем сравнительно поздно и весьма активном даже еще
в первые послевоенные годы", в неизменной отзывчивости на события
французской культуры.
Одновременно с укорененным в сюрреалистических традициях румынским
формалистом выставлен формалист русский, более того, даже ленинградский
– в силу известных причин также живущий за пределами своей родины,
как и прочие выставлявшиеся в Русском музее "нонконформисты".
Это скульптор Константин Симун. Несмотря на то, что живет и работает
художник в далекой Америке, на художественной сцене Петербурга он
появляется часто. Накануне празднования 300-летнего юбилея Константин
Симун принял участие в конкурсе на памятник Иосифу Бродскому. В своем
проекте он тогда реализовал ставшую навязчивой идею диагонали в плоском
питерском пейзаже, расчлененном только редкими и тонкими вертикальными
шпилями. Чуть позже на эпохальной выставке в корпусе Бенуа, посвященной
"городу и горожанам" был выставлена его изысканная формальная
работа - хрустальный граненый стакан, стоящий на булыжнике.