Канал ТНТ, занимающий первое место в России по производству реалити-шоу
(самым популярным из которых стало «Дом-2», а самым пристойным и даже
несколько интеллектуальным «Голод»), вложил существенные средства
в поддержание и развитие молодой режиссуры. Специальная программа,
названная первоначально «Список влюбленных Российской Федерации»,
а нынче, уже после завершения, носящая заголовок «Фестиваль молодого
кино», была рассчитана на то, чтобы позволить нескольким, самым ярким
молодым режиссерам страны поставить по одному телевизионному фильму.
В список счастливчиков попали: режиссеры Александр Зельдович («Москва»,
«Закат»), Александр Котт («Фотограф», «Ехали два шофера»), Кирилл
Серебрянников (спектакли «Пластилин», «Терроризм»,), Олег Хайбулин
(«Эмма Цунц»), Ульяна Шилкина (дипломная работа ВГИК «Ничего страшного»
по сценарию В. Пелевина), Александр Шейн («Утро - не время для девочек»,
«Смеситель», снялся в фильме А.Хвана «Кармен»); драматурги Максим
Курочкин (пьесы «Кухня», «Имаго»), Иван Вырыпаев (пьесы «Кислород»,
«Сны») и самые модные на сегодняшний день братья Пресняковы («Пленные
духи» «Терроризм», «Половое покрытие», «Воскресение. Супер»).
Фестиваль идет на канале ТНТ по выходным и уже близок к завершению.
В него включена и публика – по итогам голосования будет решено, чье
произведение ТНТ выпустит на DVD. Осталось два фильма, самые, на мой
взгляд, интересные.
Это, во-первых, «Зима, весна» Александра Зельдовича. Снят фильм необычным
образом и в том, что касается формы, и в том, что касаться содержания.
Режиссер наиболее оригинально подошел к одному из требований канала
включить в ткань фильма элемент реалити. Сюжет фильма буквально совпал
с жизнью. Вернее – все было сделано для того, чтобы жизнь подыграла
фильму. В газету было дано объявление о том, что немолодой мужчина,
смертельно больной, ищет женщину, которая скрасила бы его последние
дни, вышла за него замуж и получила наследство, по описаниям – привлекательно-солидное.
Снятый скрытой камерой, процесс беседы пришедших на «кастинг» с мнимым
больным, вошел женщин, по договоренности с ними, в конечный вариант
фильма. Такой прием, как утверждает сам Зельдович, задал и профессиональным
актрисам, снимавшимся в фильме, планку «естественности», которая была
необходима картине, и позволил привлечь к работе над фильмом наиболее
артистичных претенденток.
Кроме того, что Зельдович совместил две съемочные технологии (документальную
и постановочную), еще одна экспериментальная составляющая фильма –
органичное включение полиэкранного изображения в его визуальный ряд.
Среди профессиональных актрис, снявшихся в «Зиме, весне» - Полина
Кутепова, Алиса Гребенщикова, Мария Миронова, Олеся Поташинская, Анастасия
Медведева и Ирина Гринева.
Во-вторых – самая, пожалуй удачная картина, ради которой, может быть,
стоило затевать весь этот фестиваль, – это «Постельные сцены» гуру
молодого театра Кирилла Серебрянникова по пьесе модных нынче драматургов
братьев Пресняковых, пьесы которых идут по всей стране – от Екатеринбургского
театра имени Кристины Орбакайте, до МХАТа.
Оказывается, с малым бюджетом можно снять вполне тарантиновскую по
духу картину. Смысл фильма складывается лишь к концу, а его содержание
- парафраз известного статистического парадокса о том, что все люди
на земле знакомы друг с другом через пять рукопожатий. Словно Пресняковы
и Серебрянников решили выяснить, через сколько постелей связаны два
совершенно незнакомых друг с другом человека. При этом постель – вовсе
не символ-признак сексуальной связи. Это может быть диван супругов,
которые уже давно забыли, что секс существует, кровать больной матери,
койка солдата-«салаги», рядом с которой, о, ужас! ложе психанутого,
«деда», гостиничная постель, где пара голубых так и не решатся заняться
любовью…
Реплики Пресняковых вполне себе афористичны и претендуют на то, чтобы
разойтись на крылатые выражения.
В дальнейшем, полночь ТНТ намерен отдавать экспериментальным работам
современных режиссеров и прочему авангарду. Так, на монтажном столе
в настоящее время находится полнометражный «Бункер» Александра Дулерайна,
одного из основателей движения Параллельного кино в России.
11 декабря, суббота «Постельные сцены», Кирилл Серебрянников, 00.00
12 декабря, воскресенье «Зима, весна», Александр Зельдович, 00.00