На
Потсдамер Платц в Берлине прошла необычная художественная акция. Несколько
оранжевых разнополых фигур перед отелем Crown Plaza прилюдно удовлетворяют
свои естественные потребности. Один пытается укрыться за камнем, другой
– за портфелем, третий – за сумкой с покупками. Страх, быть застигнутым
за совершением самого интимного из деяний, воплотился не только в
позах фигур из дерева и пластика, но и в названии акции. "Где
тебя не видно?" вопрошают макеты, а вместе с ними и организаторы
- немецкая и международная туалетные организации - намеревающиеся
с помощью акции привлечь внимание к проблемам в сфере "туалетостроения",
в самом что ни есть теоретическом смысле этого слова.
По данным международной туалетной организации, 2.6 миллиарда людей
на Земле не имеют не то что крыши над головой, но – подходящего им
туалета. Последствия для здоровья, по преимуществу, для пожилых людей,
женщин и детей в развивающихся странах, катастрофичны. Джек Сим, предприниматель
из Сингапура, основавший в 2001 году международную туалетную организацию,
видит цель своей миссии в том, чтобы объяснить всему миру, что проблема
имеет не только экономическое, но и культурное, так сказать, дискурсивное
значение.
Как
утверждает Сим, в Индии 700 млн. человек лишены доступа к туалетам,
ежедневно в мире умирает до 6000 детей от таких легко исправимых расстройств,
как, например, понос. И даже на Западе, "общественный разговор
о клозете не существует", а детям с раннего детства вдалбливают
в голову: "не будешь хорошо учиться – пойдешь чистить сортиры"
- языковые и культурные стереотипы, которые, по мнению Сима, следует
либо разрушить, либо сделать предметом дискуссии.
Сим, глаза которого, как отмечает журнал "Шпигель", при
разговоре о "фекалиях и пищеварении, сточных водах и клозетах
загораются", говорит о том, что на смену необразованным туалетчицам
и туалетчикам должны прийти хорошо образованные WC-менеджеры, призванные
облегчить удовлетворение массами их самых естественных потребностей.
Впрочем,
это – пока только в будущем. Сейчас же ключевым вопросом для международных
и национальных туалетных организаций является проблема их правильной
репрезентации в средствах массовой информации, и в этом пункте им
как раз и должно помочь искусство. И еще юмор – лучшее, по мнению
Сима, средство по продвижению деликатных проектов. "Он делает
это неправильно", - говорит Сим указывая на один из макетов.
"В таком скрюченном положении внутренности будут сдавлены, а
полное опорожнение кишечника будет невозможно". Потом он встает
под прикрытие одного из оранжевых объектов и смеется.