Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

09.05.2003
Выставки

Никола де Сталь. Первая выставка в России
[Елена Невердовская]

Никола де Сталь12 мая в Эрмитаже открывается выставка "Никола де Сталь. Живопись. Из музеев и частных собраний Западной Европы, Соединенных Штатов Америки и России" - официальный проект Франции к 300-летию Санкт-Петербурга. Экспозиция уникальна - она подготовлена специально для Эрмитажа, в ее организации приняли участие огромное число институций, музеев, частных галерей и коллекционеров. Куратором первой в России выставки Никола де Сталя, стал сын художника Гюстав. На выставке в Эрмитаже будут экспонироваться 52 работы французского живописца, в основном, 1950-х годов.
Никола де Сталь родился 5 января 1914 года в Санкт-Петербурге. Его отец - последний комендант Петропавловской крепости Владимир Иванович де Сталь-Гольштейн. Спустя три года семья была вынуждена покинуть Россию. Еще через пару лет Никола лишился родителей и был взят на воспитание бельгийским инженером. В Брюсселе он заканчивает Королевскую академию художеств.
Во время Второй мировой войны Никола де Сталь записался во Французский иностранный легион, служил на Севере Африки, потом перебрался в Ниццу, где в 1942 году он впервые обратился к абстрактной живописи: "Мой идеал определяет моя личность, а тот индивидуум, которым я являюсь, соткан из всех впечатлений, полученных из внешнего мира до и после моего рождения" (Никола де Сталь). Его картины - с одной стороны абстрактные, с другой, - рождающие ассоциации с городскими, морскими, горными ландшафтами, также основаны на реальных образах. Но они являются не прямыми отражениями действительности, а пластическими, живописными переживаниями объектов и событий внешнего мира. "Мы никогда не пишем того, что видим, или полагаем, что видим; мы пишем тысячей вибраций тот шок, что мы получили или должны получить, сходный, различный" (Никола де Сталь). Как и многие предшественники, современники, когда Никола де Сталь не занимался живописью, он писал письма.
"Никогда не следует знать, откуда это идет и куда направляется. Слезы - такой же материал, как и любой другой". Словно противореча этому утверждению, художник изменяет свое отношение к названиям: если в сроковые годы Никола де Сталь называет свои полотна "Композициями", то позже он дает им музыкальные имена "Музыканты", "Фуга", "Концерт", или несколькими словами четко указывает ориентир для восприятия и интерпретации содержания - "Луна", "Пейзаж с солнцем", "Белый город", "Мост искусств ночью". Но слова не играют никакой роли в главном: "надо всегда и прежде всего делать хорошую, традиционную живопись, и необходимо повторять это самому себе каждое утро, одновременно по всей видимости порывая с традицией, ибо она ни для кого не является одной и той же". Он был серьезен не только в живописи, но и в жизни. Не разрешив, каких-то проблем, или, напротив, решив все до одной, он ушел из жизни в 1955 году.
Недавно в Париже, в Центре Жоржа Помпиду, открылась большая экспозиция художника. Успевшие побывать на ней некоторые петербургские критики, рассказали, что, судя по количеству посетителей, Никола де Сталь в Париже стал более популярен, чем Марк Шагал, выставка которого проходит в то же время в другом музее. Значит ли этот факт, что французы опять полюбили французскую живопись, или посетителей на выставку привлек "исторический роман" - события жизни и судьбы Никола де Сталя, - сказать трудно.
Выставка организована АФАА (Французская Ассоциацией художественной деятельности) и Мэрией Парижа, при поддержке Посольства Франции в России, Генерального консульства Франции в Санкт-Петербурге, Французского института в Санкт-Петербурге и страховой компании "Морель". При участии: Центра Жоржа Помпиду (Национальный музей современного искусства), Париж; Музея современного искусства города Париж; Музея Орсэ, Париж; Музея изобразительных искусств, Дижон; Музея Пикассо, Антиб; Музея Фабра, Монпелье; Музея изобразительных искусств, Рен; Галереи Жанны Бюше; Галереи Шмит, Париж; Галереи Даниель Варенн, Женева; Музея Тиссена-Борнемиса, Мадрид; Коллекции Филлипс, Вашингтон; Художественного центра Хение Онстад, Хэвикодден, Норвегия; Музея современного искусства Барилла, Парма, Италия; Галереи Натан, Цюрих; Галереи Ле Гийу, Париж; Галереи Тимоти Тейлора, Лондон; и частных коллекций.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100