12
мая в Эрмитаже открывается выставка "Никола де Сталь. Живопись.
Из музеев и частных собраний Западной Европы, Соединенных Штатов Америки
и России" - официальный проект Франции к 300-летию Санкт-Петербурга.
Экспозиция уникальна - она подготовлена специально для Эрмитажа, в ее
организации приняли участие огромное число институций, музеев, частных
галерей и коллекционеров. Куратором первой в России выставки Никола
де Сталя, стал сын художника Гюстав. На выставке в Эрмитаже будут экспонироваться
52 работы французского живописца, в основном, 1950-х годов.
Никола де Сталь родился 5 января 1914 года в Санкт-Петербурге. Его отец
- последний комендант Петропавловской крепости Владимир Иванович де
Сталь-Гольштейн. Спустя три года семья была вынуждена покинуть Россию.
Еще через пару лет Никола лишился родителей и был взят на воспитание
бельгийским инженером. В Брюсселе он заканчивает Королевскую академию
художеств.
Во время Второй мировой войны Никола де Сталь записался во Французский
иностранный легион, служил на Севере Африки, потом перебрался в Ниццу,
где в 1942 году он впервые обратился к абстрактной живописи: "Мой
идеал определяет моя личность, а тот индивидуум, которым я являюсь,
соткан из всех впечатлений, полученных из внешнего мира до и после моего
рождения" (Никола де Сталь). Его картины - с одной стороны абстрактные,
с другой, - рождающие ассоциации с городскими, морскими, горными ландшафтами,
также основаны на реальных образах. Но они являются не прямыми отражениями
действительности, а пластическими, живописными переживаниями объектов
и событий внешнего мира. "Мы никогда не пишем того, что видим,
или полагаем, что видим; мы пишем тысячей вибраций тот шок, что мы получили
или должны получить, сходный, различный" (Никола де Сталь). Как
и многие предшественники, современники, когда Никола де Сталь не занимался
живописью, он писал письма.
"Никогда не следует знать, откуда это идет и куда направляется.
Слезы - такой же материал, как и любой другой". Словно противореча
этому утверждению, художник изменяет свое отношение к названиям: если
в сроковые годы Никола де Сталь называет свои полотна "Композициями",
то позже он дает им музыкальные имена "Музыканты", "Фуга",
"Концерт", или несколькими словами четко указывает ориентир
для восприятия и интерпретации содержания - "Луна", "Пейзаж
с солнцем", "Белый город", "Мост искусств ночью".
Но слова не играют никакой роли в главном: "надо всегда и прежде
всего делать хорошую, традиционную живопись, и необходимо повторять
это самому себе каждое утро, одновременно по всей видимости порывая
с традицией, ибо она ни для кого не является одной и той же". Он
был серьезен не только в живописи, но и в жизни. Не разрешив, каких-то
проблем, или, напротив, решив все до одной, он ушел из жизни в 1955
году.
Недавно в Париже, в Центре Жоржа Помпиду, открылась большая экспозиция
художника. Успевшие побывать на ней некоторые петербургские критики,
рассказали, что, судя по количеству посетителей, Никола де Сталь в Париже
стал более популярен, чем Марк Шагал, выставка которого проходит в то
же время в другом музее. Значит ли этот факт, что французы опять полюбили
французскую живопись, или посетителей на выставку привлек "исторический
роман" - события жизни и судьбы Никола де Сталя, - сказать трудно.
Выставка организована АФАА (Французская Ассоциацией художественной деятельности)
и Мэрией Парижа, при поддержке Посольства Франции в России, Генерального
консульства Франции в Санкт-Петербурге, Французского института в Санкт-Петербурге
и страховой компании "Морель". При участии: Центра Жоржа Помпиду
(Национальный музей современного искусства), Париж; Музея современного
искусства города Париж; Музея Орсэ, Париж; Музея изобразительных искусств,
Дижон; Музея Пикассо, Антиб; Музея Фабра, Монпелье; Музея изобразительных
искусств, Рен; Галереи Жанны Бюше; Галереи Шмит, Париж; Галереи Даниель
Варенн, Женева; Музея Тиссена-Борнемиса, Мадрид; Коллекции Филлипс,
Вашингтон; Художественного центра Хение Онстад, Хэвикодден, Норвегия;
Музея современного искусства Барилла, Парма, Италия; Галереи Натан,
Цюрих; Галереи Ле Гийу, Париж; Галереи Тимоти Тейлора, Лондон; и частных
коллекций.