Институт
"Про Арте" открыл третью выставку, посвященную вещам. Речь
идет не о предметах потребления или роскоши, не о каких-нибудь там драгоценностях,
бриллиантах или норковых шубах. Вещи в "Про Арте" уважительно
называют "штучками", относятся к ним с большим пиететом и
избирательностью. Не всякая вещь может стать штучкой, и не всякая штучка
достойна того, чтобы о ней сделали выставку.
Первое условие - вещь должна в обязательном порядке находиться в фондах
Музея Истории города, вместе с которым Про Арте эти выставки и организует.
Только тогда она может получить гордое имя штучки. Во вторых, у штучки
должны быть какие-то необычные свойства, каким то образом выделяющих
ее среди других, каковых, как известно, в коллекции музея очень много.
Какие свойства считаются необычными, знают только в Институте Про Арте.
Первым увековечен был паспорт, затем пишущие машинки, теперь настала
очередь вышитой рубашки Александра Блока.
Надо сказать, что рубашка, отделанная кумачом, вещь для Блока, скажем
так, нехарактерная. Трудно представить, что под наглухо застегнутым
френчем поэта символиста, могли скрываться лебеди, вышитые вручную матерью
Блока Александрой Андреевной Кублицкой-Пиоттух. Тем не менее, косоворотка
эта, несомненно, принадлежала поэту, разве что носил он ее не на публике,
а в родном Шахматове. Другими словами, косоворотка - это свидетельство
существования непубличной жизни Блока.
Что бы носил Блок-человек, будь он жив сейчас, сказать, трудно. Однако,
у художников на этот счет предположения есть. Петр Белый, воплотивший
в своей модели традиции "высокого стиля" - тончайший шелк
нежнейшего оттенка, стоячий воротник, вывел на розовом фоне славянской
вязью "Александр Блок №1". Объект, светится изнутри, заключен
в стеклянную витрину, и действительно напоминает модели от какого-нибудь
известного кутюрье, внезапно решившего перевести футбольную символику
в разряд "только для избранных".
Александра
Каурова и Мария Заборовская, наоборот, использовали уже готовые белые
рубашки из категории прет-а-порте, украсив их изнутри черно-белыми фрагментами
известного портрета Блока. Рубашек этих несколько, все они разного размера
и вывешены в "Про Арте" на веревке как на просушку.
Ходы вроде бы разные, но результат практически идентичен. Художники,
похоже, твердо убеждены, что в частной жизни Блок был столь же неприступен,
как и в публичной. Во всяком случае, синие джинсы и черная водолазка
не по его части. Эксклюзивность моделей резко контрастирует с "народной"
блоковской косовороткой, выставленной тут же - в заплатах, дегте и в
"исторических" пятнах, которые уже ничем не вывести. Миф -
так и остался мифом, даже будучи переведенным в разряд штучек.