Каждый император, вельможа, аристократ в конце 18-го
века и даже в 19-ом предпочитал иметь у себя что-нибудь китайское.
Если не дворец или домик, то хотя бы комнату, если не сервиз, то хотя
бы вазу. Помните, наверное, как князь Мышкин разбивает любимую вазу
генеральши? Не удивительно, что именно китайскую.
Мода на китайщину зародилась во второй половине 18 века. Казалось
бы, все просто - вези товары с берегов Янцзы и Хуанхэ на берега Эльбы,
Дуная, Невы. В Потсдам и Вену, Петербург и Париж. На самом деле, все
было гораздо сложнее - это сейчас просвещенный гурман готов пробовать
все и вникать во все экзотические ритуалы. Тогда люди, причем даже
аристократы, были куда консервативнее. Сначала караваны потянулись
совершенно в другом направлении - из Европы в Китай. Посылали гравюры,
рисунки, а иногда даже и модели предметов, которые должны были использоваться
китайскими мастерами при создании своих китайских шедевров. И тогда
уже чайничек исключительно европейский по силуэту украшали личики
китайских красавиц, а формат панелей строго следовал барочной или
классической моде. Завитки на зеленом драконе были похожи на кудри
золотых амуров, а любовные сюжеты из жизни китайских мандаринов очень
уж напоминали мотивы манерного искусства эпохи пудренных париков.
Увидеть эти гибриды, возникшие благодаря прихоти монархов и вельмож,
специфическое искусство, нашедшее ценителей в странах Западной Европы,
Юго-Восточной Азии и России можно на выставке "Китайское экспортное
искусство из собрания Эрмитажа". Открытие экспозиции состоится
10 октября в 16.00 в залах Меншиковского дворца. Двести произведений
самых разнообразных видов декоративного искусства, графики и "прикладной"
живописи. Веера и вазы, сервизы и шпалеры. Помимо европейски-ориентированного,
"экспортного" китайского товара, на выставке есть вещи аутентичные,
ничем не отличающиеся от шедших на внутренний рынок. Причем надо помнить,
что экспозиция познакомит не с китайским "ширпотребом" прошлых
веков. Экспонаты - памятники культуры, дающие представление о художественном
ремесле, центрах производства, специфике декора и техниках исполнения.
Китайский черный лак и расписной шелк, тонкий фарфор и искусная резьба
по кости, ювелирные изделия и художественный металл, - первая возможность
увидеть уникальную коллекцию "китайского экспортного искусства"
Эрмитажа, большая часть которой не только никогда не демонстрировалась
на выставках, но и не публиковалась ни в популярных книгах по искусству,
ни в научных монографиях или сборниках.