В
выставочном центре Союза художников показали "Современное искусство
Польши" в трех частях.
Пространство выставочного центра на Большой Морской к счастью позволило
разделить экспозицию "Театр" авангардиста и оппозиционера
Юзефа Шайны, живопись и сценографию официозного рационалиста Анджея
Кройтц-Маевского и графику, отмеченную на конкурсе "Варшавская
графика-2002". Результатом стали три отдельные выставки. Посетителю,
намеревающемуся во что бы то ни стало посмотреть все три, можно дать
совет: начинать с самой дальней - графической. Минимализм во всем
- в цвете, фактуре, количестве линий и пятен. Искусство спокойное,
не задевающее ни нервов, ни сознания. То, что надо - в современном
офисе.
Следующей стоит посмотреть макеты декораций и картины корифея среди
театральных художников Польши, известного на весь мир сценографа Анджея
Кройтц-Маевского. Аллюзии на сюрреалистические мотивы великого испанца,
правда, лишенные его объемной определенности, таящие в цветном мареве
живописного тумана. Рационально просчитанные картины мира символического
- рок и судьба, божественное проведение и воздаяние. Слова с дотошностью
архивариуса переведенные на язык визуальных образов. Насколько точен
расчет польского мэтра показывает число оформленных им оперных спектаклей
- более 300 в театрах всего мира, и имена музыкантов и постановщиков,
с которыми Кройтц-Маевскому приходилось работать, - Серж Лифар, Юрий
Григорович, Джон Шлезинджер, Казимеж Деймек, Марек Гжесиньски, Герберт
фон Караян, Кшиштоф Пендерецки.
И теперь, собственно, то, ради чего и стоило идти в центр на Большой
Морской - выставка Юзефа Шайны. Искусство, про которое невозможно
сказать - "нравится или не нравится". Искусство агрессивное,
мощное, внедряющееся в сознание и вытесняющее оттуда все мысли о сиюминутном,
из сердца - все мелкие чувства, оставляющее человека раздетого, беспомощного.
Один на один с жестоким миром. Весь мир - бордель или помойка. Человек
- вещь.
Юзеф Шайна имеет право на такие резкие слова. Он родился в 1922 году,
в 1939 году началась война. Буквально сразу он стал узником концлагеря,
провел много лет - в Освенциме, Бухенвальде. Дважды был среди осужденных
на смерть, но остался в живых. Хотел умереть, но не умер. Из всех
идеалов молодости ему остались только - "память и единение".
"Весь мир - бордель или помойка. Его надо уничтожить или изменить.
Я понял, что не могу ни того, ни другого". Осталось только -
рассказывать миру о мире посредством искусства. "Если время жестокое,
то им надо бить по глазам. Я бы сказал, что театр существует и для
этого. Театр должен быть не словесный, а видимый. Ведь слова неуклюжи,
только видимые образы - это точные факты. Театр должен быть сверхагрессивным
по отношению к зрителю. Мое искусство - лестница, которую я строю
на небо, но основание ее, ее начало - в аду".
"Drang nach Westen. Drang nach Osten", гигантские сапоги,
"Муравейник" безликой толпы, коллажи и объекты. Фотографии
спектаклей - "Данте" и "Виткаци", "Маяковский"
и "Сервантес" - мир странных персонажей, масок, мертвых
предметов, частей тел, протезов. Язык образов, точный из-за заложенных
в нем изначально способностей к развитию, изменению. Общий и отдельный.
"Реплика" (1970-е) - главное произведение. Авторский спектакль,
объехавший весь мир. Спектакль о мире после катастрофы: изувеченные
люди выкарабкиваются из-под груды отходов, обломков домов, частей
тел. Среди живых и мертвых они ищут своих. Вдруг находится тот, кто
жаждет власти, он принуждает всех к труду, порабощает и уничтожает.
Все персонажи, все безымянные, безмолвные актеры умирают. На сцену
выходит автор - художник Юзеф Шайна. Его "реплика" - это
эпитафия погибшим, это напоминание живым, послание в будущее.
Ведь из идеалов остались только "память и единение".
"Герои умерли. Они все хотели за кого-то или что-то умереть -
и погибли. Остались обычные люди, которые не хотят войны. Я выступаю
за мир, за единение - хоть это понятие и чуждо многим современным
людям, приверженцам некоторых религий или определенных политических
установок".