Не
хочу понимать, что такое мировая история, история человечества, тем
более история мирового искусства. Глубинная причина - я мучительно
не способен проникнуть в шкуру господина эпохи Возрождения, даже изучив
формальные основы его существования. Наш разрыв с господином из прошлого
фатален. И не успокаивайте меня, чужое прошлое - это лишь обертка
возможно вкусной конфеты. И потому ногами упираюсь, когда кто-то тянет
меня посмотреть историческое кино…
Но фильм «Девушка с жемчужной сережкой» в Доме кино я посмотрел с
удовольствием и даже с перенапряжением. Потому как обыкновенно отождествляю
себя с самым интересным героем, а это в данном случае - молоденькая
и хорошенькая девушка.
Героиню
фильма Питера Уэббера зовут Грит, актрису, которая играет Грит, зовут
Скарлетт Йохансон. А как звать реального исторического персонажа -
девушку из середины XVII века, ставшую музой/моделью голландского
художника Яна Вермеера - не знает никто. Сохранился только портрет,
то есть неточная копия лица. Ее судьба - вымысел, ее отношения с художником
- вымысел-2, само ее физическое существование под вопросом. Ну и что!
Мне - не знающему, как хитро сплетались бытовые отношения слуг и хозяев
в семье художника-отшельника в 1665 году в городе Дельфт - важна красивая
картинка. А их в фильме много, и они красиво движутся по мотивам бестселлера
писателя Трейси Шевалье.
Опустим красноречивые детали дельфтского быта и займемся вплотную
образом 16-летней служанки Грит. Главное в ней, помимо кротости/пылкости,
скромности/пытливости, присущей девушке, которая вот-вот потеряет
невинность... губы. И не пробуйте убедить меня в обратном. Губы Скарлетт
Йохансон - это главное. Они были при актрисе и в замечательно немногословном
фильме «Трудности перевода», были и раньше, но такую знаковость обрели
только в «Девушке».
Тянет вспомнить «Ускользающую красоту» Бернардо Бертолуччи, то есть
актрису Лив Тайлер (по фильму - Люси), одаренную тем же «полным» достоинством,
что и Йохансон, и тем же неизбежным стремлением, что и Грит. Стремление
- обрести первый опыт любви, конечно. Ну, тянет и тянет, ничего с
этой сравнительной бесполезностью не поделаешь…
Основной признак знаковых губ Скарлет Йохансон - их полнота. Они натурально
полные, что при правильности остальных черт лица и нерешительном взгляде,
делает их манком номер один в любом фильме с участием актрисы. В том,
что губы девушки из XXI века превосходят в полноте губы девушки на
портрете Вермеера, сомневаться не нужно. Это очевидно. Как очевидно
и то, неяркость реальной вермееровской модели вряд ли способна привлечь
сегодняшних зрителей в кинозалы. Она годится для музейных стен и разве
что снисходительного созерцания. Тогда как Грит-2004 порабощает своей
объемной привлекательностью.
В фильме есть две крайне интимные сцены, которые придают особую остроту
напряженному, но бессюжетному повествованию. Одна из них как раз связана
с губами. Художник (его играет Колин Ферт), перед тем, как взяться
за кисть, просит свою модель несколько раз облизать губы, что она
и делает, при этом целомудренно пряча язык. Номер выполнен с точностью
и изяществом, поиск аналогов кажется неуместным. (Вторая по-настоящему
интимная сцена - прокалывание уха девушки самим Вермеером).
Вся эта эротика внеисторична и не по-монашески серьезна. И мне не
нужно напрягаться, выдумывая, как облизывала себе губы настоящая «вермееровская
красотка». Ее портрет мне почти ничего не говорит. А вот фильм говорит
о том, как хрупко пространство между стартом взгляда и перспективой,
как прекрасен и живителен медлительный кругозор «уэбберовской красотки».
И я узнаю новое измерение счастья. Оно - это промежуток время, которое
проходит от взгляда до жеста…
Неспешность (и подлинность) «Девушки с жемчужной сережкой» успокаивает
не хуже, чем Чемпионат Испании по футболу. Приятное поле, выверенные
движения фигур. Разница только в том, что цель - не гол, а потеря
невинности.