В
этому году день рождения Арт-Центра «Пушкинская, 10», отмечается не
традиционно. Не только в последнюю субботу июля, а, как поется в известной
детской песенке, «тянется» целый год. Начиная с февраля, когда состоялся
гала-концерт во Дворце «Юбилейный» в Петербурге и на стадионе «Лужники»
в Москве. Наиболее значимым событие стал Фестиваль Независимого искусства,
проходящий в настоящее время (с 6 по 20 ноября) в Центральном вставочном
зале «Манеж». Фестиваль посвящен 15-летию Арт -Центра и 30-летию первой
официальной выставки нонконформистов, проводившейся в декабре 1974
года в ДК им. Газа, с которой «Пушкинская, 10» связана генетически.
Многие участники той приснопамятной выставки подверглись преследованиям,
угрозам, избиениям, арестам. В результате чего кто-то оказался в вынужденной
эмиграции, кто-то в вынужденном подполье. Некоторые художники-диссиденты
по воле властей были превращены в «отсидентов». В прямом смысле. Как,
например, Вадим Филимонов. Лидер нонконформистов Евгений Рухин погиб
в собственной мастерской при весьма загадочных обстоятельствах, в
причастности к которым его коллеги видят руку КГБ.
Устроителям фестиваля удалось впервые за четверть века собрать вместе
и тех, кто не покинул Россию, Петербург, и тех, кто оказался за рубежом.
Поэтому пресс-конференция, посвященная открытию Фестиваля, превратилась
в некий междусобойчик. Художники ностальгически тискали друг друга
в объятиях, братались, и по большому счету им не было никакого дела
до журналистов.
Церемония открытия, как и следовало того ожидать, не была традиционной.
В «огромное скопление народа» въехал конь с известного полотна Кузьмы
Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня». Конь был красный,
но - в горошинку. Всадник обнажен, но не до такой степени, как у Кузьмы
Сергеевича. Фамилия всадника Петров, а кличка коня - Водкин. Водку
Петров разливал в красные стакашки, тоже в горошинку. Ведущий то и
дело призывал художников:
- Анатолий Путилин, подойдите к раздаче!
Фамилии менялись, а остальной текст оставался неизменным. Некто неназванный,
судя по возрасту, не из «семидесятников», позволил себе вольность
- взял у всадника бутылку водки и влил в себя энное количество горячительного
напитка. Пили без закуски.
После многочисленным зрителям было предложено сделать «групповой снимок»
«на память». Вместе с художниками. Под круглым флагом «Пушкинской,
10», то есть под крупным воздушным шаром, опять же красным в горошинку.
Однако, из этой затеи ничего хорошего не получилось. Желающих сфотографироваться
было намного больше, чем мог в себя вобрать широкоугольный объектив
фотографа Валерия Плотникова. Братание авторов и зрителей продолжилось.
По случаю праздника главный митек Дмитрий Шагин сменил традиционные
тельняшку и бескозырку на бархатную блузу и роскошный рембрандтовский
берет. Кирилл Миллер, весь в бордовом, очень смахивал на кота в сапогах.
Только на голове у него была экстравагантная шапочка под условным
названием «мозги наружу». Популярный диджей МС Вспышкин «косил» под
молодежь, был он в прикиде с японскими иероглифами и кожаных перчатках
без пальцев, но в заклепках. Даниил Гранин - без галстука…Времена
изменились. Художник Владимир Козин без всякого риска для собственной
персоны изобразил Президента России Владимира Путина на пару с Винсентом
Ван Гогом. («Путин и Ван Гог - дружба навеки»?) В этом есть некая
символика. Впервые столь грандиозное мероприятие независимого искусства
проводится при поддержке Администрации Санкт-Петербурга. То, что городская
администрация поддерживают неформалов, никак не укладывается в головах
наших бывших наших соотечественников.