Петербургские
галеристы считают, что все для рынка есть, кроме визуальной культуры
потребителей, которые могли бы все это оценить. Но, скорее всего, проблема
заключается в менеджменте.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что в принципе, все признаки
петербургского арт-рынка можно перечислить: есть галереи, художники,
кураторы, отдел новейших течений Русского музея (как критерий художественности
художника), появляются даже рейтинги. Как заключают специалисты, проблемы
во временном отрыве: западный арт-рынок начал формировать более 150
лет назад, и в пресловутом отрыве искусства от народа: в широких слоях
искусство не принято считать товаром.
Сейчас галеристы уповают не на корпоративные коллекции, спрос на которые
иссяк после кризиса, а на рост количества новых домов и соответственно
- пустых стен.
Арт-нерынок
Участники инфрастуктуры потенциального арт-рынка полагают, что неразвитость
рынка обусловлена отсутствием некоторых инструментов. На Западе мерилом
как спроса, так и ценообразования, являются аукционы. В отечестве они
если и устраиваются, то, как нерегулярные и спорные. Ярчайшим примером
является нашумевший своей "подпольностью" аукцион - распродажа
коллекции "Инком-банка", где квадрат Малевича был продан всего
за $1 млн, а, например, некоторые работы Тимура Новикова примерно за
$5 штуку.
В России альтернативным аукциону инструментом считаются рейтинги, которые,
впрочем, также ориентируются на "двойные стандарты". Например,
периодический "Единый художественный рейтинг", разделил всю
художественную общественность на 2 категории - "продаваемые"
и "действительно хорошие". В результате, Кабаков и Шилов формально
находятся на одном уровне, но один - в почетной категории "А",
а другой в "Б", как, кстати говоря, портретист Путина Никас
Сафронов (он всего на одну ступень ниже Шилова).
Как замечает Сергей Заграевский, руководитель московского Рейтингового
центра, подобный инструмент на западных арт-рынках не используется,
но при отсутствии других ориентиров, он может быть некоторым указателем.
Впрочем, судя по данному указателю, петербургские художники заметно
проигрывают московским, в том числе и по стоимости: каждый уровень сопровождается
рекомендациями по ценам (например, стоимость работ художников первой
категории от $200 до $2500 и выше, в зависимости от техники, последней
- от $20 до $160). Это также является косвенным свидетельством положения
петербургского рынка.
Арт-несцена
Петербургские галеристы признают, что "плохие дела" связаны
с ограниченными инструментами, которые используют галереи. Например,
"Дельта" - одна из "считанных единиц" галерей, живущих
на продажи, не признает спонсорские деньги. Другие галереи, напротив,
существуют за счет меценатских пожертвований. Валерий Вальран, куратор
галереи "Арт-коллегия" поведал, что в последние годы, после
бума на русское искусство (он закончился в 1995 году) галерея едва окупает
свои информационные расходы. Кроме продаж и благотворительности, более
распространенные источники средств галерей - сдача в аренду площадей
под выставки, что практикует большая часть петербургских галерей (а
их в Петербурге ни много, ни мало, а около 100), муниципальные деньги
или гранты (Пушкинская,10), и доходы от дочерних предприятий. Пример
- "Борей", комбинирующий в своей статье доходов типографию,
сувенирную лавку, книжный магазин и дизайн-студию.
Художники, по словам Валерия Вальрана, в редком случае идут на полноценные
партнерские отношения с местными галереями. Часть шестидесятников и
художников поколения "митьков" и "Новой академии изящных
искусств" и пр. востребованы западным мейнстримом и имеют договоры
с западными галеристами и дилерами, часть существует на гранты и фонды,
средства меценатов и пр. Существенная часть художников выживает за счет
преподавательской деятельности, заказной работы (дизайн, фотография
и пр.). И даже продаваясь через галереи, художники не исключают самостоятельные
каналы сбыта, заметно работая "на понижение" на и без того
"разнообразном" рынке. На Западе за это полагаются огромные
неустойки. В Петербурге - испорченные личные отношения и прекращение
сотрудничества.
Арт-недостатки
Ирина Болотова, директор галереи "Дельта", поделилась своим
нелегким опытом существования на арт-нерынке, если не считать "благополучный"
период формирования корпоративных коллекций и оттока искусства на Запад.
В частности, она упомянула о своем издательском проекте (один из двух
классических способов "выживания" галерей) как о "кошмаре",
который дает о себе знать по сей день, прежде всего, "кошмар"
обусловлен зашкаливающими за прибыль, налогами. Не выдержал испытания
и "западный" способ сотрудничества с художниками: Ирина Болотова
попробовала взять на зарплату в течение года плодовитого художника,
работы данного художника она не может продать до сих пор.
Кроме упомянутых проблем, которые тормозят обращение "нерынка"
в рынок, Ирина Болотова назвала отсутствие арт-дилеров, которые в Москве
составляют существенное звено рынка, а также отсутствие взаимодействия
в галерейной среде, своего рода ассоциации, которая бы формировала единый
ценовой коридор и вела бы единую информационную политику, направленную
на повышение спроса. "Наилучшим" показателем информационного
вакуума стал минувший московский "Арт-манеж" в Петербурге,
на котором среди нескольких десятков московских было представлено 4-5
петербургских галерей. Подавляющее большинство местных галеристов узнали
о происходящем постфактум.
Квартирные выставки
Как другой пример стратегии галереи, ориентированной на продажи, можно
упомянуть галерею Дмитрия Семенова, которая находится в частном фонде,
соответственно, расходов на персонал и аренду галерист не несет. По
словам Дмитрия Семенова, пока он считает более выгодным вложением поездку
на "Арт-Москву", чем 3-месячную аренду помещения, по сумме
равную поездке. В дальнейшем он предполагает занять более публичное
пространство, но на этом уровне рынка "квартирные выставки"
он расценивает как разумный компромисс.
Особняком стоят галереи D-137 и галерея Марины Гисич, - с точки зрения
инвестиций в галереи, обе имеют большой потенциал. Специфика галерей
в том, что их владельцы не происходят из художнической среды, в отличие
от большинства петербургских галеристов, которые являются или художниками,
или искусствоведами, то есть прекрасно разбираются в искусстве, но не
слишком искушены в потребителях. Личные связи с бизнесом, предполагающие
эффект "сарафанного радио", за счет которого растет цепочка
клиентов - сегодня является одним из главных факторов успешности галереи.
Например, как объяснила Марина Гисич, работы собственно в галерее у
нее занимает 5% времени. "Бизнес галереи заключается не в пропаганде
искусства, это было бы слишком дорого для меня, а в кропотливой работе
с клиентами и художниками", - говорит Марина Гисич.
Помимо этого, как сказали в галерее Марины Гисич, важна работа с архитекторами,
осведомленными о "новых стенах". К этому списку, Елена Козлова,
арт-директор Восточно-Европейского филиала London Contemporary Art добавила
контакты с магазинами элитной мебели и агентствами элитного жилья (например,
в Москве практикуется сдача квартир "под ключ", то есть укомплектованных
и картинами). В этом смысле, позиция D-137, находящейся в стенах офиса
строительной компании "ЛЭК" довольно выигрышна: пласт коллекционеров
из бизнеса еще не сформировался, поэтому искусство расценивается не
как вложение денег, а как способ оформления жилого пространства.
Московский игрок
В конце февраля в Петербурге открылась "Зимняя галерея" -
это "дубль" московской галереи Восточно-Европейского филиала
London Contemporary Art, международной организации, насчитывающей около
1200 официальных дилеров. По словам Елены Козловой, большинство коллег
отговаривало открывать галерею в Петербурге, тем не менее, галерея открылась,
причем в отличие от московского образца, она - публична. Со времени
своего открытия в галерее уже продано работ на сумму больше $10 тыс.
По словам Елены Козловой, рентабельность галереи в Петербурге - требует
продаж на $10 тыс. в месяц, в Москве - в 2 раза больше. С точки зрения
политики - "Зимняя галерея" представляет художников, заметных
на международной арт-сцене, в Петербурге она будет ориентироваться и
на русских художников международного масштаба.
По словам Елены Козловой, успех сложного галерейного бизнеса зависит
от наличия собственных средств, которые используют Восточно-европейский
филиал помимо кредитной линии London Contemporary Art, цены на работы
художников, сотрудничающих с компанией, одинаковы по всему миру.
"Поскольку этот бизнес предполагает работу с очень состоятельными
людьми, необходимы и специальные механизмы, - рассказывает Елена Козлова.
- Прежде всего, это все то, что внушает клиенту, "воспитанному
на бизнесе" доверие: информация о компании, сайт, каталоги художников,
фильмы и так далее".
Что касается петербургского рынка, Елена Козлова считает, что за $100-200
уже многие готовы купить искусство. "Мы ориентированы на богатого
клиента, это около 120 тыс. человек. Для выживания галереи в год достаточно
порядка 20 клиентов, с продажами $10 тыс. в месяц, - подсчитывает Елена
Козлова. - Квартира от 200 метров требует коллекцию из 30 работ. Наша
задача - объяснить клиенту, чем лучше заполнить стены. В России принято
принимать деловых партнеров не в ресторанах, а дома, плохое искусство
или его отсутствие не может не сказаться на репутации хозяина".