Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

10.03.2003
Актуальное искусство

Арт-рынок мог бы быть, если бы на то была воля
[Наталья Ульянова, "Деловой Петербург"]

Петербургские галеристы считают, что все для рынка есть, кроме визуальной культуры потребителей, которые могли бы все это оценить. Но, скорее всего, проблема заключается в менеджменте.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что в принципе, все признаки петербургского арт-рынка можно перечислить: есть галереи, художники, кураторы, отдел новейших течений Русского музея (как критерий художественности художника), появляются даже рейтинги. Как заключают специалисты, проблемы во временном отрыве: западный арт-рынок начал формировать более 150 лет назад, и в пресловутом отрыве искусства от народа: в широких слоях искусство не принято считать товаром.
Сейчас галеристы уповают не на корпоративные коллекции, спрос на которые иссяк после кризиса, а на рост количества новых домов и соответственно - пустых стен.

Арт-нерынок
Участники инфрастуктуры потенциального арт-рынка полагают, что неразвитость рынка обусловлена отсутствием некоторых инструментов. На Западе мерилом как спроса, так и ценообразования, являются аукционы. В отечестве они если и устраиваются, то, как нерегулярные и спорные. Ярчайшим примером является нашумевший своей "подпольностью" аукцион - распродажа коллекции "Инком-банка", где квадрат Малевича был продан всего за $1 млн, а, например, некоторые работы Тимура Новикова примерно за $5 штуку.
В России альтернативным аукциону инструментом считаются рейтинги, которые, впрочем, также ориентируются на "двойные стандарты". Например, периодический "Единый художественный рейтинг", разделил всю художественную общественность на 2 категории - "продаваемые" и "действительно хорошие". В результате, Кабаков и Шилов формально находятся на одном уровне, но один - в почетной категории "А", а другой в "Б", как, кстати говоря, портретист Путина Никас Сафронов (он всего на одну ступень ниже Шилова).
Как замечает Сергей Заграевский, руководитель московского Рейтингового центра, подобный инструмент на западных арт-рынках не используется, но при отсутствии других ориентиров, он может быть некоторым указателем.
Впрочем, судя по данному указателю, петербургские художники заметно проигрывают московским, в том числе и по стоимости: каждый уровень сопровождается рекомендациями по ценам (например, стоимость работ художников первой категории от $200 до $2500 и выше, в зависимости от техники, последней - от $20 до $160). Это также является косвенным свидетельством положения петербургского рынка.

Арт-несцена
Петербургские галеристы признают, что "плохие дела" связаны с ограниченными инструментами, которые используют галереи. Например, "Дельта" - одна из "считанных единиц" галерей, живущих на продажи, не признает спонсорские деньги. Другие галереи, напротив, существуют за счет меценатских пожертвований. Валерий Вальран, куратор галереи "Арт-коллегия" поведал, что в последние годы, после бума на русское искусство (он закончился в 1995 году) галерея едва окупает свои информационные расходы. Кроме продаж и благотворительности, более распространенные источники средств галерей - сдача в аренду площадей под выставки, что практикует большая часть петербургских галерей (а их в Петербурге ни много, ни мало, а около 100), муниципальные деньги или гранты (Пушкинская,10), и доходы от дочерних предприятий. Пример - "Борей", комбинирующий в своей статье доходов типографию, сувенирную лавку, книжный магазин и дизайн-студию.
Художники, по словам Валерия Вальрана, в редком случае идут на полноценные партнерские отношения с местными галереями. Часть шестидесятников и художников поколения "митьков" и "Новой академии изящных искусств" и пр. востребованы западным мейнстримом и имеют договоры с западными галеристами и дилерами, часть существует на гранты и фонды, средства меценатов и пр. Существенная часть художников выживает за счет преподавательской деятельности, заказной работы (дизайн, фотография и пр.). И даже продаваясь через галереи, художники не исключают самостоятельные каналы сбыта, заметно работая "на понижение" на и без того "разнообразном" рынке. На Западе за это полагаются огромные неустойки. В Петербурге - испорченные личные отношения и прекращение сотрудничества.

Арт-недостатки
Ирина Болотова, директор галереи "Дельта", поделилась своим нелегким опытом существования на арт-нерынке, если не считать "благополучный" период формирования корпоративных коллекций и оттока искусства на Запад. В частности, она упомянула о своем издательском проекте (один из двух классических способов "выживания" галерей) как о "кошмаре", который дает о себе знать по сей день, прежде всего, "кошмар" обусловлен зашкаливающими за прибыль, налогами. Не выдержал испытания и "западный" способ сотрудничества с художниками: Ирина Болотова попробовала взять на зарплату в течение года плодовитого художника, работы данного художника она не может продать до сих пор.
Кроме упомянутых проблем, которые тормозят обращение "нерынка" в рынок, Ирина Болотова назвала отсутствие арт-дилеров, которые в Москве составляют существенное звено рынка, а также отсутствие взаимодействия в галерейной среде, своего рода ассоциации, которая бы формировала единый ценовой коридор и вела бы единую информационную политику, направленную на повышение спроса. "Наилучшим" показателем информационного вакуума стал минувший московский "Арт-манеж" в Петербурге, на котором среди нескольких десятков московских было представлено 4-5 петербургских галерей. Подавляющее большинство местных галеристов узнали о происходящем постфактум.

Квартирные выставки
Как другой пример стратегии галереи, ориентированной на продажи, можно упомянуть галерею Дмитрия Семенова, которая находится в частном фонде, соответственно, расходов на персонал и аренду галерист не несет. По словам Дмитрия Семенова, пока он считает более выгодным вложением поездку на "Арт-Москву", чем 3-месячную аренду помещения, по сумме равную поездке. В дальнейшем он предполагает занять более публичное пространство, но на этом уровне рынка "квартирные выставки" он расценивает как разумный компромисс.
Особняком стоят галереи D-137 и галерея Марины Гисич, - с точки зрения инвестиций в галереи, обе имеют большой потенциал. Специфика галерей в том, что их владельцы не происходят из художнической среды, в отличие от большинства петербургских галеристов, которые являются или художниками, или искусствоведами, то есть прекрасно разбираются в искусстве, но не слишком искушены в потребителях. Личные связи с бизнесом, предполагающие эффект "сарафанного радио", за счет которого растет цепочка клиентов - сегодня является одним из главных факторов успешности галереи. Например, как объяснила Марина Гисич, работы собственно в галерее у нее занимает 5% времени. "Бизнес галереи заключается не в пропаганде искусства, это было бы слишком дорого для меня, а в кропотливой работе с клиентами и художниками", - говорит Марина Гисич.
Помимо этого, как сказали в галерее Марины Гисич, важна работа с архитекторами, осведомленными о "новых стенах". К этому списку, Елена Козлова, арт-директор Восточно-Европейского филиала London Contemporary Art добавила контакты с магазинами элитной мебели и агентствами элитного жилья (например, в Москве практикуется сдача квартир "под ключ", то есть укомплектованных и картинами). В этом смысле, позиция D-137, находящейся в стенах офиса строительной компании "ЛЭК" довольно выигрышна: пласт коллекционеров из бизнеса еще не сформировался, поэтому искусство расценивается не как вложение денег, а как способ оформления жилого пространства.

Московский игрок
В конце февраля в Петербурге открылась "Зимняя галерея" - это "дубль" московской галереи Восточно-Европейского филиала London Contemporary Art, международной организации, насчитывающей около 1200 официальных дилеров. По словам Елены Козловой, большинство коллег отговаривало открывать галерею в Петербурге, тем не менее, галерея открылась, причем в отличие от московского образца, она - публична. Со времени своего открытия в галерее уже продано работ на сумму больше $10 тыс. По словам Елены Козловой, рентабельность галереи в Петербурге - требует продаж на $10 тыс. в месяц, в Москве - в 2 раза больше. С точки зрения политики - "Зимняя галерея" представляет художников, заметных на международной арт-сцене, в Петербурге она будет ориентироваться и на русских художников международного масштаба.
По словам Елены Козловой, успех сложного галерейного бизнеса зависит от наличия собственных средств, которые используют Восточно-европейский филиал помимо кредитной линии London Contemporary Art, цены на работы художников, сотрудничающих с компанией, одинаковы по всему миру.
"Поскольку этот бизнес предполагает работу с очень состоятельными людьми, необходимы и специальные механизмы, - рассказывает Елена Козлова. - Прежде всего, это все то, что внушает клиенту, "воспитанному на бизнесе" доверие: информация о компании, сайт, каталоги художников, фильмы и так далее".
Что касается петербургского рынка, Елена Козлова считает, что за $100-200 уже многие готовы купить искусство. "Мы ориентированы на богатого клиента, это около 120 тыс. человек. Для выживания галереи в год достаточно порядка 20 клиентов, с продажами $10 тыс. в месяц, - подсчитывает Елена Козлова. - Квартира от 200 метров требует коллекцию из 30 работ. Наша задача - объяснить клиенту, чем лучше заполнить стены. В России принято принимать деловых партнеров не в ресторанах, а дома, плохое искусство или его отсутствие не может не сказаться на репутации хозяина".



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100