"Что это такое?" - именно так, беспредметно и риторически
закончилась 8 апреля лекция Ивана Дмитриевича Чечота в лектории Инженерного
Замка. В ответ на патетику и безысходность истинной риторики зал взорвался
аплодисментами. Кажется, это было последнее, что оставалось обезоруженной
публике, чтобы засвидетельствовать свое присутствие в зале, и разотождествить
тем самым себя с предметом уничтожающего вопрошания.
"Что это такое?" - это не про слушателей.
"Что это такое?" - это про лектора.
Что это такое?
"Who is the fuck Peter Weiss?" - было названо выступление
Чечота.
"Что это за хер Петер Вайс?" - именно так, риторикой за риторику.
Изумленное невежество этого вопроса донеслось эхом до аудитории Инженерного
Замка от Берлинской стены. Именно там, среди мемориальных граффити времен
великого сопротивления, возник этот неуютный знак вопроса новейшей эпохи.
Петер Вайс - драматург, художник, теоретик и практик эстетики сопротивления.
Что это за хер Петер Вайс?
Сегодня Берлинская стена только мемориал, материал туристического бизнеса
нового единого Берлина, новой единой Германии, новой Объединенной Европы,
главная достопримечательность новой культуры процветающей Европы.
Рефреном к своему выступлению Чечот периодически демонстрировал слайд
великолепного авианосца. Офицеры авианосца бесконечно горды службой
на нем, ибо это признак их высокого профессионализма, процветания, стиля.
Они едины и одинаково униформизированы, их работа высоко технологична,
социальная организация блестяща, нет стрессов, нет сбоев, все удовлетворены:
женщины пьют противозачаточные таблетки, выдерживая когда-то начатый
цикл, мужчины не спят с женщинами, они смотрят видики.
"И корабль плывет!", - цитирует Чечот киноклассика. Не таков
ли был и Рейх? Мощный, единый, цветущий, стильный. Профессионализм,
высокие технологии, прекрасная социальная организация.
"В последнее время", - вдруг признается Иван Дмитриевич, -
я стал просматривать леворадикальную прессу". Но потом словно набирается
храбрости и поправляет самого себя: "Скажу прямо, я регулярно читаю
леворадикальную прессу".
"Сегодня ровно год с того дня, как лидер эстетики сопротивления
современной буржуазной России Эдуард Лимонов сидит в тюрьме", -
так началась вторая часть выступления, и засыпающая аудитория заметно
приободрилась. "За что бороться сейчас?" - словно ей в унисон
спрашивает новый слайд из последних "Лимонок". Для Лимонова
это не вопрос - смысл сопротивления в самом сопротивлении. Эстетика
сопротивления подобна титаномахии: титаны терпят крушение, и именно
в этом смысл их борьбы. "Смерть - да!" - говорит Лимонов.
"И в этом заявлении он стопроцентный актер", - комментирует
Чечот.
За что бороться сейчас?
За что боролся Институт Про Арте? За второй десяток лет своего существования?
Вначале в маленьких комнатках, а теперь огромных прекрасных залах? С
кем? Во имя чего? Это была деятельность сопротивления фальшивой официальной
культуре, бесцветным будням страны победившего социализма. Но с тех
пор как лекторий стал в несколько раз больше, художников больше не стало,
скорее их стало меньше, и ответной активности аудитории в сопротивлении
не возникло. Никогда за все время своего существования не было ни одной
шумной дискуссии. Все это так похоже на театр: зритель платит деньги
и спит, актер получает деньги и играет. Когда-то и Про Арте начиналось
как орган сопротивления. "А теперь что это такое?" - задает
вопрос Чечот и с трепетом и отвращением смотрит снизу вверх на гигантский
слайд авианосца.
Что это такое, эти последние слова Чечота? - выступление против ПроАрте?
титаномахия? Чечот рубит сук, на котором сидит? Или, может, мне показалось,
послышалось, привиделось? Может, на самом деле ничего не было?
В этом заявлении Чечот стопроцентный актер. На самом деле ничего не
было. Мне показалось, послышалось, привиделось. Оператор вовремя остановит
съемку, и видеозапись не покажет никакой титаномахии, никакого сопротивления,
никакого крушения. Чечот не сядет в тюрьму, и даже не будет уволен из
ПроАрте. Все будет как обычно - нейтрально и скучно, и ни слова про
богов.
Давайте пить таблетки, и смотреть видики, а корабль пусть плывет! И
что еще за хер этот Петер Вайс?!