Художественный
музей города Берна был вынужден снять с выставки китайского современного
искусства работу художника Ксяо Ю, представлявшую собой заспиртованный
обезглавленный труп чайки, с пересаженной на него головой мертвого
человеческого эмбриона. Швейцарский журналист Адриен де Ридматтен
выдвинул против музея, коллекционера Ули Зигга и художника Ксяо Ю
обвинения в изображении насилия, нарушении покоя мертвых и нанесении
ущерба закону о защите прав животных. Музей был вынужден снять работу,
дабы не подвергать угрозе закрытия всю выставку.
Объект являлся частью выставки "Маджонг – современное китайское
искусство из собрания Зигга", бывшего швейцарского посла в Китае
и известного коллекционера современного китайского искусства. Помимо
гибрида чайки и эмбриона на выставке можно увидеть и другие "неконвенциональные"
работы, в частности, человеческий жир, удаленный у пациента в результате
операции липосакции.
Сам Ксяо Ю не видит в своем объекте ничего криминального. По его мнению,
произведение должно рассматриваться прежде всего как камень в огород
генной медицины, для которой, как считается, нет ничего невозможного.
" Я сделал это именно потому, что дорожу жизнью," – заявил
в интервью агентству "Associated Press" художник, - "Птица
и зародыш умерли, потому что с ними что-то было не в порядке. Я их
совместил, как будто они, посредством этого соединения, могли обрести
новую жизнь".
Как утверждают специалисты, внешние признаки позволяет утверждать,
что голова принадлежит шестимесячному младенцу, появившемуся на свет
в результате преждевременных родов. Тем не менее, дата смерти совпадает
с проводимой тогда в Китае государственной политикой регулирования
рождаемости, когда семьям было разрешено иметь по одному ребенку.
"Именно это я и хотел показать", - говорит художник.
Если верить Ксяо Ю, он купил голову эмбриона в 1999 году за несколько
юань у человека, который разбирал анатомическую выставку, а мертвую
чайку - нашел. На колбе, в которой находилась голова, была рукописная
этикетка, на которой отсутствовали имя и причина смерти, но можно
было разобрать, что голова принадлежит женской особи, умершей в 60-х
годах. Ксяо Ю потерял этикетку, но помнит, что дата была где-то в
районе его дня рождения – 22 апреля 1965 года. "Тогда это мне
показалось случайностью", - говорит он.
Скандал, в который оказался втянут художественный музей в Берне, вынудил
его руководство организовать симпозиум, дата которого уже названа
- 22 августа, в котором примут участие специалисты в областях искусства,
этики и философии. Результатом симпозиума, по замыслу организаторов,
должно стать восстановление в правах попранного произведения.