Сегодня
в Александринском театре состоится первый спектакль фестиваля "Танцтеатр"
- выступление Теро Сааринена, приверженца, как однажды заметил сам хореограф,
"финско-японского" стиля. В созданной им манере он исполнит
два представления на музыку Стравинского - "Петрушку" и "Охоту"
(балет "Весна священная"). Характеристика, данная Саариненом
собственному танцу, - это не просто экзотическое сочетание, словесная
уловка. Получив балетное образование в Финляндии, Теро Сааринен выступал
в труппе классического балета, но в какой-то момент увлекся современным
танцем и ушел из традиционного театра. Он стал изучать различные телесные
практики - непальский танец в Катманду, танец Буто и танец Кабуки в
Японии. В 1996 Сааринен создал собственную труппу и стал работать в
качестве хореографа-постановщика, а не только танцовщика.
История взаимоотношений в любовном треугольнике популярного в ХХ веке
"Петрушки" будет рассказана необычными средствами. Причем,
новаторский подход характерен не только для сценографии, хореографии,
света, но и касается самой музыкальной партитуры. Музыка Стравинского
прозвучит в аранжировке Джеймса Крабба и Гейра Драугсволла для двух
классических гармошек: "когда я услышал аранжировку Джеймса Крабба
и Гейра Драугсволла, то почувствовал, что их интерпретация достигла
той самой интимности, какой я хотел добиться в своей хореографии".
В "Охоте", напротив, все закручено не на личностном, интимном
уровне, а на безликом, архаическом ритуале. Соло Сааринена - это танец
одновременно жертвы и жреца, избирающего и избранного. Критики назвали
версию "Весны священной" Теро Сааринена сделанной с "четко
выраженным технологическим уклоном… Есть опасность, что технологический
слой танца перекрывает его физическую выразительность. Пока еще потенциально
очень опасное качество может сделать эту версию "Весны священной"
самой близкой к нашей эпохе". (Дональд Хунтера, "Данс Европ",
октябрь 2002)