Шесть
лет назад Ольга Егорова (Цапля) и Наталья Першина-Якиманская (Глюкля)
прыгнули с белым платьем с моста в темные воды Зимней канавки - подвиг
свой они посвятили "Памяти Бедной Лизы". Этот прыжок стал
настолько далекой историей, что попал уже не в одну книгу, фотография
девушек с бесплотной "бедной Лизой" в руках была опубликована
не в одном журнале. Повторение истории - невозможно. И все же, в сентябре
этого года Глюкля с Цаплей вернулись к старой теме реки и белого платья,
жертвы и подвига. Они сняли два фильма, объединенные ностальгической
пометкой "шесть лет спустя". "Торжество хрупкости"
и "Поиски истины" - таковы рабочие названия двух новых киноисторий.
Первый
фильм снимался в парадном Петербурге, основательно, правда, подпорченном
реставрационно-ремонтными работами. Двадцать пять матросов с белыми
платьицами в руках строевым шагом прошлись по местам обязательного паломничества
традиционных питерских свадеб. Это стало настоящим спектаклем для случайных
зрителей. С таким фантастическим зрелищем не могли соревноваться не
только Медный всадник или запыленные из-за дорожных работ Атланты или
героическая "Аврора", но даже медвежонок на поводке. Все имеющиеся
камеры и фотоаппараты были задействованы - каждый хотел "остановить
прекрасное мгновение" - скорее "бракосочетания с мечтой",
чем "торжества хрупкости". Торжественным и значительным было
все - и те, продуманные авторами кадры, которые вошли в фильм, и те
случайные "стечения обстоятельств", которые не предусматривались
по сценарию. Например, в замысле "Торжества хрупкости" не
присутствовало никакое начальственное лицо, организующее и управляющее
строем моряков. В реальной ситуации капитан третьего ранга готов был
исполнить главную роль, настолько он проникся красотой художественной
церемонии. Он даже придумал новую команду - время от времени капитан
выкрикивал, обращаясь к строю, "выше платья!" Вторым таким
случайным, но многозначным моментом стала выдача морякам сухого пайка.
Это произошло не много не мало - у памятника Суворову. Каждому курсанту
выдали по литру молока, батону, куску колбасы и мороженому - все вышло
в высшей степени церемонно.
"Поиски
истины" ни на торжество, ни на церемонию не походили. Спускаться
на дно - это не увеселительная прогулка, не развлечение и не зрелище
для праздной толпы. Это тяжелый труд, это настоящий подвиг. Второй фильм
снимался в Ломоносове, в шлюзовом канале - зрителей практически не было.
Только съемочная группа: авторы - две девушки в шелковых коричневых
платьях с крошечными крылышками, водолазы, операторы и фотограф. Художницам
помогли надеть скафандры. Смелым исследователям неизведанного, искателям
истины укрепили на спинах баллоны с воздухом, в руки дали ранцы с белыми
платьями. Платья, как подлинные истины, всплывать, показываться на поверхности
не хотели. Они стремились залечь на дно, спрятаться в водорослях. Поднять
белые одежды смог только выдыхаемый воздух - вместе с пузырями платья
белыми бутонами показывались на поверхности, разворачивались на мгновение,
но тут же, как русалки, маня рукавом, исчезали в глубине. Когда все
девичьи одежды были выпущены на волю, путешественников подняли со дна.
Девушки сняли скафандры - об истине они молчали. Сказали только, что
было очень трудно дышать.