Rambler's Top100

10.12.2001
Кино и видео

Самый ужасный режиссер всех времен и народов: видимое и призрачное в кинематографе Мурнау
[Надежда Штиль]

В кинотеатре "Родина" с 10 декабря будет проходить ретроспектива фильмов Фридриха Вильгельма Мурнау (1889 - 1931), режиссера, говоря о котором, многие кинокритики сходились во мнении, что ему доступно все: экспрессионистический ужас и сентиментальная история, мистика и веселая комедия, деревенская драма и цирковой бурлеск. Эту особенность гениального немецкого режиссера учли организаторы ретроспективы, составив программу из трех совершенно разных фильмов: "Носферату, симфония сумерек" (1922 г.), "Последний человек" (1924 г.) и "Фауст" (1925 г.).
Мурнау Фридрих Вильгельм, доктор философии Гейдельбергского университета, работал в театре Рейнгардта. К кино обратился в 1919 году. К моменту создания "Носферату", он был уже знаменитым кинорежиссером, наиболее известны из его ранних фильмов "Голова Януса" (1920 г.) и "Замок Фогелод" (1921 г.). В 1924 году Мурнау познакомился с выдающимся актером "немецким великаном" Эмилем Яннингсом, который обладал такой же особенностью, как и режиссер: диапазон его возможностей был чрезвычайно широк. Только у Мурнау до его отъезда в Америку он сыграл подряд Мефистофеля, Тартюфа и старика швейцара в "Последнем человеке". Этот фильм о несчастном старике, который можно назвать монодрамой, так как в фокусе камеры - только один человек, был создан квартетом мастеров: режисером Мурнау, сценаристом Карлом Майером, оператором Карлом Фрейндом и актером Эмилем Яннингсом. "Последний человек" разрабатывает хорошо известную в литературе тему "маленького человека", но делает это исключительно кинематографическими средствами. Можно сказать, что это действительно немой фильм - настолько незначительно в нем количество титров.
Совершенно другой фильм - "Фауст". На этапе подготовке к съемкам он уже взволновал весь кинематографический мир. Все гадали, кого Мурнау сделает Маргаритой, кто сыграет Фауста, каким будет Мефистофель? Вышло так, что Фауст Мурнау - швед, Маргарита - француженка, а Мефистофель - по-земному грузный Яннингс, создавший многоплановый образ: от язвительного чертенка до грозного в своем величии дьявола.
В 1927 году Мурнау покинул Германию, в США он снял несколько фильмов: "Восход солнца", "Четыре дьявола" и "Табу", который он не увидел - 11 марта 1931 года его машина разбилась по дороге на премьеру картины в Нью-Йорке.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100