10.12.2001
Кино и видео
Самый ужасный режиссер всех времен
и народов: видимое и призрачное в кинематографе Мурнау
[Надежда Штиль]
|
В кинотеатре "Родина" с 10 декабря будет проходить
ретроспектива фильмов Фридриха Вильгельма Мурнау (1889 - 1931), режиссера,
говоря о котором, многие кинокритики сходились во мнении, что ему доступно
все: экспрессионистический ужас и сентиментальная история, мистика и
веселая комедия, деревенская драма и цирковой бурлеск. Эту особенность
гениального немецкого режиссера учли организаторы ретроспективы, составив
программу из трех совершенно разных фильмов: "Носферату, симфония
сумерек" (1922 г.), "Последний человек" (1924 г.) и "Фауст"
(1925 г.).
Мурнау Фридрих Вильгельм, доктор философии Гейдельбергского университета,
работал в театре Рейнгардта. К кино обратился в 1919 году. К моменту
создания "Носферату", он был уже знаменитым кинорежиссером,
наиболее известны из его ранних фильмов "Голова Януса" (1920
г.) и "Замок Фогелод" (1921 г.). В 1924 году Мурнау познакомился
с выдающимся актером "немецким великаном" Эмилем Яннингсом,
который обладал такой же особенностью, как и режиссер: диапазон его
возможностей был чрезвычайно широк. Только у Мурнау до его отъезда в
Америку он сыграл подряд Мефистофеля, Тартюфа и старика швейцара в "Последнем
человеке". Этот фильм о несчастном старике, который можно назвать
монодрамой, так как в фокусе камеры - только один человек, был создан
квартетом мастеров: режисером Мурнау, сценаристом Карлом Майером, оператором
Карлом Фрейндом и актером Эмилем Яннингсом. "Последний человек"
разрабатывает хорошо известную в литературе тему "маленького человека",
но делает это исключительно кинематографическими средствами. Можно сказать,
что это действительно немой фильм - настолько незначительно в нем количество
титров.
Совершенно другой фильм - "Фауст". На этапе подготовке к съемкам
он уже взволновал весь кинематографический мир. Все гадали, кого Мурнау
сделает Маргаритой, кто сыграет Фауста, каким будет Мефистофель? Вышло
так, что Фауст Мурнау - швед, Маргарита - француженка, а Мефистофель
- по-земному грузный Яннингс, создавший многоплановый образ: от язвительного
чертенка до грозного в своем величии дьявола.
В 1927 году Мурнау покинул Германию, в США он снял несколько фильмов:
"Восход солнца", "Четыре дьявола" и "Табу",
который он не увидел - 11 марта 1931 года его машина разбилась по дороге
на премьеру картины в Нью-Йорке.