10.12.2001
          Кино и видео
        Самый ужасный режиссер всех времен 
          и народов: видимое и призрачное в кинематографе Мурнау
          [Надежда Штиль]
        
           
              | 
          
        
        В кинотеатре "Родина" с 10 декабря будет проходить 
          ретроспектива фильмов Фридриха Вильгельма Мурнау (1889 - 1931), режиссера, 
          говоря о котором, многие кинокритики сходились во мнении, что ему доступно 
          все: экспрессионистический ужас и сентиментальная история, мистика и 
          веселая комедия, деревенская драма и цирковой бурлеск. Эту особенность 
          гениального немецкого режиссера учли организаторы ретроспективы, составив 
          программу из трех совершенно разных фильмов: "Носферату, симфония 
          сумерек" (1922 г.), "Последний человек" (1924 г.) и "Фауст" 
          (1925 г.). 
          Мурнау Фридрих Вильгельм, доктор философии Гейдельбергского университета, 
          работал в театре Рейнгардта. К кино обратился в 1919 году. К моменту 
          создания "Носферату", он был уже знаменитым кинорежиссером, 
          наиболее известны из его ранних фильмов "Голова Януса" (1920 
          г.) и "Замок Фогелод" (1921 г.). В 1924 году Мурнау познакомился 
          с выдающимся актером "немецким великаном" Эмилем Яннингсом, 
          который обладал такой же особенностью, как и режиссер: диапазон его 
          возможностей был чрезвычайно широк. Только у Мурнау до его отъезда в 
          Америку он сыграл подряд Мефистофеля, Тартюфа и старика швейцара в "Последнем 
          человеке". Этот фильм о несчастном старике, который можно назвать 
          монодрамой, так как в фокусе камеры - только один человек, был создан 
          квартетом мастеров: режисером Мурнау, сценаристом Карлом Майером, оператором 
          Карлом Фрейндом и актером Эмилем Яннингсом. "Последний человек" 
          разрабатывает хорошо известную в литературе тему "маленького человека", 
          но делает это исключительно кинематографическими средствами. Можно сказать, 
          что это действительно немой фильм - настолько незначительно в нем количество 
          титров. 
          Совершенно другой фильм - "Фауст". На этапе подготовке к съемкам 
          он уже взволновал весь кинематографический мир. Все гадали, кого Мурнау 
          сделает Маргаритой, кто сыграет Фауста, каким будет Мефистофель? Вышло 
          так, что Фауст Мурнау - швед, Маргарита - француженка, а Мефистофель 
          - по-земному грузный Яннингс, создавший многоплановый образ: от язвительного 
          чертенка до грозного в своем величии дьявола.
          В 1927 году Мурнау покинул Германию, в США он снял несколько фильмов: 
          "Восход солнца", "Четыре дьявола" и "Табу", 
          который он не увидел - 11 марта 1931 года его машина разбилась по дороге 
          на премьеру картины в Нью-Йорке.