Любителям
детектива самое время впадать в панику - чистота жанра находится под
угрозой. Пружина сюжета, необходимая интеллектуалу почти математическая
задачка - условие, решение, ответ, - подменяется то ироническим нагромождением
абсурдных фактов, то сентиментальными любовными бреднями. Отсюда -
неудовлетворенные желания, злость и растерянность, фрустрация. Совет
может быть один: время сменить ориентацию. Нет-нет, не надо пополнять
ряды поклонников дамской прозы и любовных игр, запечатленных на не
краснеющей бумаге. Есть достойный заменитель детективных загадок -
интригующий, непредсказуемый, сложный. Есть тексты, предоставляющие
возможность ставить и решать, угадывать и ошибаться, выбирать вероятные
ходы и исследовать неожиданные повороты. Речь идет о литературе, описывающей
случаи из практики психологов, психоаналитиков и психиатров, не научной
или узко специальной, а популярной. Последнее время такие книги перестали
быть редкостью. Но когда толкование сновидений прочитаны, народные
сказки проинтерпретированы, хочется найти что-нибудь совершенно необычное.
И вот тогда стоит открыть книгу Флоры Риты Шрайбер "Сивилла".
"Сивилла" - совместный проект этого года московского издательства
"Эксмо" и петербургского издательства "Домино".
В название автор просто вынесла псевдоним главной героини, ничуть
не заботясь о том, что выбранное имя ассоциируется с областью доморощенной
мистики, прорицаний, гаданий и впадения в транс. Художник, сделавший
обложку, тоже подлили масла в огонь. Разглядывая лицо прелестницы,
заключенное в прозрачном шаре, древо мира на фоне небес, морские волны
и лепестки цветов, ни за что не догадаться, что книга представляет
собой изложение истории женщины, в сознании которой существовали 16
отдельных личностей.
"Сивилла" - это детективная история наоборот. В начале повествования
героиня одна - несчастная девушка, временами теряющая память, нервная,
изо всех сил скрывающая от лечащего врача собственные проблемы. По
мере поиска доктором Уилбуром причины заболевания (аналог мотиву преступления
в детективном сюжете), героинь становится все больше - две, потом
четыре, потом появляются персонажи-мальчики. Доктор начинает искать
мотивы появления каждой личности в отдельности, пытается разобраться,
за какие эмоции, за какое поведение отвечает тот или иной герой. В
романе - не цепочка следующих друг за другом убийств, а наоборот -
цепочка появлений; не полицейский, расследующий преступление, а лечащий
доктор, пытающийся восстановить не только историю своего пациента,
но и истории его родителей и истории бабушек и дедушек. Родственники,
как участники детективных историй, пытаются что-то скрыть, предстать
не тем, кем являются на самом деле, оправдать свои поступки, чтобы
снять вину.
Представить, как в одном сознании уживаются столь разные "люди",
вообразить все ужасы, которые повлекли за собой расслоение единой
личности, - невозможно. Читатель защищается, представляя все описываемые
события в качестве кинематографического триллера. Читатель защищается
неверием в объективность выводов врача-психоаналитика, неверием в
излечение - "поимку" преступника. Конец убеждает в обратном
- все шестнадцать сознаний слиты в одно, женщина Сивилла, спустя почти
двадцать лет после начала сеансов с доктором Уилбур, смогла вырваться
из плена малоизученной болезни grande hysterie. Читатель удовлетворен,
излечение ялвяется косвенным подтверждением верности "отгадки".
"Преступление раскрыто" - никаких излишеств, чистая математика.
Книга предоставлена издательством "Эксмо"