8 февраля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась
персональная выставка Юрия Гусева. Петербургский художник, ученик Г.Я.
Длугача, член некогда известной группы живописцев "Эрмитаж"
представил живописные произведения и графику последних десяти лет.
Большая часть его живописных работ посвящена библейским сюжетам. Картины
смотрятся несколько архаично или анахронично, но архаичным является
не сама по себе тематика - библейские сюжеты и аллюзии не редки в современном
искусстве, но подход художника. "Лот с дочерьми" или "Самсон
и глумливые юноши", например, в первом приближении допустимо рассматривать,
как современную живопись, но если задержаться, то за экспрессионистической
техникой письма просвечивают образы западноевропейской живописи Возрождения
и Нового времени.
По всей видимости, проявление такой анахроничной религиозности современного
художника объясняется не столько наличием личного мифа, сколько ролью
учителя в судьбе Гусева. Известно, что метод преподавания Г.Я. Длугача,
у которого Юрий Гусев учился с 1968 года, заключался в ежедневном штудировании
картин старых мастеров в залах Эрмитажа. И никого не удивит тот факт,
что у автора "Копателя" среди любимых художников - Тициан
и Веронезе.
Помимо библейских и мифологических картин на выставке представлены пейзажи
и портреты. Реальный мир, изображенный художником на холсте, - незавершен.
Портрет - как будто не дописан. Эти незаконченные произведения контрастируют
с плотными, иногда даже тяжеловесными жанровыми композициями. В этом
противопоставлении можно усмотреть тот факт, что для Юрия Гусева большую
определенность имеет воображаемый мир, созданный с помощью кисти и красок,
чем тот, в котором он живет, работает, пишет картины и сочиняет методические
пособия по технике живописи и рисунка для студентов постановочных факультетов.