Наше
знакомство с Австрией прирастало и, видимо, прирастать Грацем будет.
Небольшим провинциальным, но все же – вторым по величине после Вены
городом Австрии, родиной Шварцнеггера и Захер-Мазоха.
Так уж сложилось. Виной тому – горстка энтузиастов, возглавляемая
куратором Хервигом Хеллером и художником Бернхардом Вольфом. Последние
несколько лет эти неутомимые труженики интернационального искусства
с завидной частотой появлялись в Москве и Петербурге, не просто исследуя
арт-рынок, а вступая в тесный контакт с русскими художниками, результатом
чего явилось несколько совместных проектов, фестивалей, выставок,
следовавших одна за другой с такой частотой, что может сложиться впечатление
об абсолютной взаимо-интегрированности художественных сообществ Граца
и обоих российских столиц.
Выставка Грац-Moskau, открывшаяся в одной из галерей Московского ГЦСИ
– стала частью проекта (этапного для артистических отношений Граца
и России).
За день до ее открытия в Клубе СИНЕ ФАНТМ прошел показ видео-программы
Грацких художников. Состояла она из двух блоков. Первый, название
которого вынесено в заголовок этой статьи, представил видеоролики,
которые явились реакцией местных художников на масштабную официальную
имидж-кампанию «Грац - европейская культурная столица 2003», приуроченную
к присвоению этого официального звания Грацу Европейской комиссией.
Попытка такого своеобразного анти-пиара обернулась созданием глумливо-радикальных
произведений, выполненных видео-художниками самых разных направлений.
Смешные и безалаберные, они как нельзя точно отразили сиюминутное
настроение протеста, импульсивный и отвязный характер реакции маргиналов
на «культурное» давление масс-медиа.
Вторая часть походила на антологию классики грацкого видео. Немаловажен
тот факт, что, обладая провинциальным статусом, но, имея, при этом,
в своем распоряжении не малые художнические силы, Грац оказался в
оппозиции Венским кинематографическим традициям. «Большое» нарративное
кино Австрии укрепило свои позиции в мировом фестивальном движении.
В Граце же, напротив, сложилась иная культура бытования движущегося
изображения, тяготеющая к отсутствию повествовательности и наличию
рефлексивности. По большей части, плоды этой «контртрадиции» - краткие
экспериментальные видеоработы, для которых характерен, как выражаются
сами кураторы, «жесткий концептуализм». Здесь более всего запоминаются
произведения либо остроумные, либо действительно – жестко-концептуальные,
безошибочно «сделанные». Что касается второго рода фильмов, то, конечно,
прежде всего, следует назвать короткометражки группы Г.Р.А.М. – те,
где авторам удается сочетать стилизацию старого черно-белого кино,
актуальное содержание и тонкую нюансировку на техническом уровне (камера,
цвет, монтаж, саундтрек).
Настоящим открытием для московской публики стало выступление на следующий
день в Кубе на Брестской группы «Биндер&Кригльштайн». Музыканты
легко затмили выступившего перед ними заслуженного акына России Псоя
Короленко. Энергичный, мрачновато-лиричный саунд, женственно-жесткая,
«готическая» манера исполнения вокалистки – и колдовская атмосфера
футур-мультур-поп-рока обволокла даже тех, кто предпочел отбывать
время концерта за стойкой бара.
Выставка московских и грацких художников, которая будет работать до
20 марта, – стала выставкой старых друзей. Аристарх Чернышев и Бернхард
Вольф, Петлюра и Ясмин Ладенхауфен Андрей Сильвестров, Михаил Игнатьев,
Владимир Сальников, Нина Котел, тот же Г.Р.А.М. – без намека на соперничество,
спокойно, весело и концептуально – в видео инсталляциях, проекте памятника
Терминатору (привет Шварцнеггеру), фотографиях и граффити.
В рамках проекта вышла так же одноименная книга – почти монографическое
исследование где собраны исторические мини-исследования Хервика Хеллера,
посвященные динамике отношений Граца и России, статьи художников,
вовлеченных в этот процесс и ряд уникальных материалов – таких, как
интервью Ильи Кабакова, первый визит за границу которого, 17 лет назад,
состоялся именно в Грац.