Наше 
            знакомство с Австрией прирастало и, видимо, прирастать Грацем будет. 
            Небольшим провинциальным, но все же – вторым по величине после Вены 
            городом Австрии, родиной Шварцнеггера и Захер-Мазоха.
            Так уж сложилось. Виной тому – горстка энтузиастов, возглавляемая 
            куратором Хервигом Хеллером и художником Бернхардом Вольфом. Последние 
            несколько лет эти неутомимые труженики интернационального искусства 
            с завидной частотой появлялись в Москве и Петербурге, не просто исследуя 
            арт-рынок, а вступая в тесный контакт с русскими художниками, результатом 
            чего явилось несколько совместных проектов, фестивалей, выставок, 
            следовавших одна за другой с такой частотой, что может сложиться впечатление 
            об абсолютной взаимо-интегрированности художественных сообществ Граца 
            и обоих российских столиц.
            Выставка Грац-Moskau, открывшаяся в одной из галерей Московского ГЦСИ 
            – стала частью проекта (этапного для артистических отношений Граца 
            и России).
            За день до ее открытия в Клубе СИНЕ ФАНТМ прошел показ видео-программы 
            Грацких художников. Состояла она из двух блоков. Первый, название 
            которого вынесено в заголовок этой статьи, представил видеоролики, 
            которые явились реакцией местных художников на масштабную официальную 
            имидж-кампанию «Грац - европейская культурная столица 2003», приуроченную 
            к присвоению этого официального звания Грацу Европейской комиссией. 
            Попытка такого своеобразного анти-пиара обернулась созданием глумливо-радикальных 
            произведений, выполненных видео-художниками самых разных направлений. 
            Смешные и безалаберные, они как нельзя точно отразили сиюминутное 
            настроение протеста, импульсивный и отвязный характер реакции маргиналов 
            на «культурное» давление масс-медиа.
            Вторая часть походила на антологию классики грацкого видео. Немаловажен 
            тот факт, что, обладая провинциальным статусом, но, имея, при этом, 
            в своем распоряжении не малые художнические силы, Грац оказался в 
            оппозиции Венским кинематографическим традициям. «Большое» нарративное 
            кино Австрии укрепило свои позиции в мировом фестивальном движении. 
            В Граце же, напротив, сложилась иная культура бытования движущегося 
            изображения, тяготеющая к отсутствию повествовательности и наличию 
            рефлексивности. По большей части, плоды этой «контртрадиции» - краткие 
            экспериментальные видеоработы, для которых характерен, как выражаются 
            сами кураторы, «жесткий концептуализм». Здесь более всего запоминаются 
            произведения либо остроумные, либо действительно – жестко-концептуальные, 
            безошибочно «сделанные». Что касается второго рода фильмов, то, конечно, 
            прежде всего, следует назвать короткометражки группы Г.Р.А.М. – те, 
            где авторам удается сочетать стилизацию старого черно-белого кино, 
            актуальное содержание и тонкую нюансировку на техническом уровне (камера, 
            цвет, монтаж, саундтрек).
            Настоящим открытием для московской публики стало выступление на следующий 
            день в Кубе на Брестской группы «Биндер&Кригльштайн». Музыканты 
            легко затмили выступившего перед ними заслуженного акына России Псоя 
            Короленко. Энергичный, мрачновато-лиричный саунд, женственно-жесткая, 
            «готическая» манера исполнения вокалистки – и колдовская атмосфера 
            футур-мультур-поп-рока обволокла даже тех, кто предпочел отбывать 
            время концерта за стойкой бара.
            Выставка московских и грацких художников, которая будет работать до 
            20 марта, – стала выставкой старых друзей. Аристарх Чернышев и Бернхард 
            Вольф, Петлюра и Ясмин Ладенхауфен Андрей Сильвестров, Михаил Игнатьев, 
            Владимир Сальников, Нина Котел, тот же Г.Р.А.М. – без намека на соперничество, 
            спокойно, весело и концептуально – в видео инсталляциях, проекте памятника 
            Терминатору (привет Шварцнеггеру), фотографиях и граффити.
            В рамках проекта вышла так же одноименная книга – почти монографическое 
            исследование где собраны исторические мини-исследования Хервика Хеллера, 
            посвященные динамике отношений Граца и России, статьи художников, 
            вовлеченных в этот процесс и ряд уникальных материалов – таких, как 
            интервью Ильи Кабакова, первый визит за границу которого, 17 лет назад, 
            состоялся именно в Грац.