Видеокамеры,
камеры слежения, скрытые, профессиональные, тюремные, крепостные, каморки,
третья, четвертая комната. Камера обскура: отражение, преломление света,
проекция. Камера люцида - в отличие от обскура, светлая. Сознание художника
- как камера, каморка. В ней воспоминания, ощущения, образы отбывают
срок, изменяются, преломляются и проецируются вовне. Хотя не все с этим
согласны - некоторые считают, что рождают все сами, творят из ничего.
Художники-демиурги. Виталий Пушницкий не из их числа - ему дорога идея
проекции, трансляции, его впечатляет загадочность камеры обскура.
"Когда я был в учебном полку, меня часто звали рисовать карты для
Штаба. Утром меня посылали в Штаб. Я приходил и спрашивал - есть ли
работа. Бывало так, что мне говорили - работы нет - и отправляли назад.
Однажды назад я не пошел, а завернул в один из отсеков и сел у стены.
Глаза привыкли к темноте, я увидел: на противоположной стене в большом
световом пятне отражался плац - точно, но вверх ногами. Это было захватывающее
зрелище - как следить за фильмом. По стене маршировали роты солдат,
кричали сержанты, ходили офицеры, солдаты убирали снег, шла обычная
армейская жизнь, но для меня она казалась самым завораживающим зрелищем.
Так я узнал, что такое камера обскура".
Мы тоже можем вслед за Виталием Пушницким сделать открытие - узнать,
что же творится в голове у художника, откуда приходят и во что превращаются
образы. Все ответы на эти вопросы можно найти, посетив выставку Виталия
Пушницкого "Трансформация", которая откроется сегодня в 18.00
в выставочном зале Государственного Центра Фотографии. В пяти комнатах
(камерах, каморках) Центра Фотографии выставлены проекции идей, снов,
впечатлений, фантазий, обрывки мыслей и текстов.
Женские сны - черные ящики отлетевшей на время души - упакованы в склянки.
Тело, расслабленное сном, перемещено в искривленное пространство. Отпечатки
с каменных надгробий европейцев не восстанавливают обстоятельства жизни
и смерти. Не для того, чтобы проявить чужую жизнь, скорее, сделать несколько
собственных замечаний о смерти, - Пушницкий совмещает надгробие одного
N с документальным фото другого N. Результат: "кладбище, как пустой
причал на реке, ждущий корабля - его загадочная двойственность всегда
манит, как запретная тема". Записные книжки путешественника, парад
ассоциаций во время вечерних прогулок, виды небес и отблески зари. Открытки
и марки, пейзажи и прекрасные девушки. Сон, любовь, смерть - все, чем
жив художник, что его волнует. И все как в камере обскура, абсолютно
неточно, может, непонятно, но завораживающе, как кино.