Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

11.07.2003
Выставки

Быть Саем Твомбли
[Елена Невердовская]

Сай Твомбли. Ирисы Николя"Every line is thus the actual experience with its unique story. It does not illustrate; it is the perception of its own realization"
Cy Twombly

"Выставка Сая Твомбли в Эрмитаже - это сенсация. Такого трудно понимаемого художника у нас еще не показывали", - признался Михаил Пиотровский на открытии ретроспективы классика абстрактного искусства. "50 лет работы на бумаге" сообщает подзаголовок экспозиции, что опять-таки служит напоминанием об уникальности нового Эрмитажного проекта. Многие работы, представленные в залах Главного Штаба, не выставлялись никогда или демонстрировались крайне редко. Еще один повод говорить о сенсационности - в подготовке выставки принимал участие сам автор (случай редкий - обычно он доверяет куратору), он же явился дизайнером каталога и даже молча постоял на лестнице во время церемонии открытия.
Художник молчал - за него говорили: приглашенный куратор Джулия Сильвестер, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, искусствовед Михаил Дединкин. Слов было сказано много, особенно о наведении мостов между Америкой и Европой, между американским абстракционизмом и традиционной культурой Средиземноморья, между современностью и архаикой. Прозвучали термины: автоматическое письмо, граффити, декоративность, аллюзии и ассоциации. Усилия искусствоведов и критиков, произносящих речи и написавших научные статьи, были направлены на то, чтобы перевести художественный язык Твомбли, транслировать смысл его листов, трансформировать видимые образы в умопостигаемые понятия. Нельзя сказать, что они преуспели, по крайней мере - перевод не обошелся без потерь.
Потеряно было самое главное - особенности языка, интонации, ритм, тембр. Все эти понятия - из области музыки, но приходится позаимствовать, когда нет собственных. Слушая современную экспериментальную музыку, легко представить, какие звуки вплетаются в ткань произведения. Повседневные шорохи, гул машин, самолета, стук колес, дождь, экзотические - например, песни китов, камнепад, крик. Звуковой рассказ о мире не порождает вопросов, хотя одни его понимают лучше, другие хуже. Видимый мир столь же сложен, хотя все постоянно пытаются описать его словами. Можно о нем рассказать в цвете - это будет живопись, с помощью линий и пятен - получится графика. Есть еще скульптура, фотография, кино. И много другого. Но глаз некоторых способен воспринимать еще и вещественность мира, ощупывать, осязать, находить невидимые связи видимого. Ощутить вещественность света, нервозность миллиметровой бумаги, безупречность чертежа. Сай Твомбли владеет языком, способным передать отношения человека и этого, немного странного мира то ли вещей, то ли фрагментов шершавой реальности. Реальности, настигающей человека в моменты одиночества, отрешенности, безвременья. Анахронизм.
Как бы хотелось выпасть из механичности существования и впасть в такой анахронизм. Почувствовать ход времени: смещение дощечек на листе бумаги, усилие скрепки, сдерживающей свернутый лист ватмана, пульсацию красного. Жить затворником, ожидая момента повышенной концентрации и восприимчивости, быть готовым это состояние запечатлеть - остановить мгновение. Быть Саем Твомбли - навсегда.
Выставка открыта до 21 сентября.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100