С
11 по 13 октября в выставочном комплексе "Дом дельфина"
(Большой пр., В.О., 103) Государственный центр фотографии и НИИ медицинской
микологии им. Кашкина представляют проект Дмитрия Соколенко "Микробиология.
Художественные ценности". Сочетанье несколько диковатое, но не
лишенное основания.
В качестве проводника - из микробиологии в живопись - взята фотография,
в данном случае научная, объект которой - физические явления и образы
природного мира, а функции - регистрация макро- и микрообъектов, недоступных
глазу и быстротекущих процессов, невидимых излучений и т.д.
Изобретателем микрофотографии считается Дж. Дансер, который изготовил
ряд приборов для научной съемки и впервые получил качественные микроотпечатки
на стекле. В 1866 году был изготовлен фотографический микроскоп, в
1937-м - были опубликованы микрофотографии бактерий, в 1940-х - получены
изображения вирусов, тонкой структуры клеток и макромолекулярных кристаллов.
В 1970 году с помощью электронного микроскопа впервые сфотографированы
отдельные атомы.
Ну, а в начале XXI века некоторые люди снова пришли к мысли, что фотография
- это светопись, а то и живопись, только своеобычная. И микрофотография
имеет такое же право приписывать себе художественные фотографические
достоинства, как и любое другое фотоизображение.
Выставка "Микробиология. Художественные ценности" - в этом
смысле показательна. Микробиолог и художник Дмитрий Соколенко создал
систему изображений, несущую в себе не только научное, но и художественное
содержание и претензию называться новым видом современного искусства.
Новый взгляд дает возможность творческого переосмысления процессов,
недоступных физическому зрению. Результат: новое скрещивание - вроде
бы фотография, может быть, живопись, но, в общем-то, все-таки биология.