Едва
ли это событие можно назвать скандалом. Это скорее прецедент, который
намекает на очередную инвентаризацию ценностей. Если, конечно, иметь
в виду, что Нобелевская премия по литературе - это ценность и конечная
цель, к которой неосознанно стремиться всякий поэт-писатель-автор
(определения сомнительно мужского рода). Прецедент создала женщина-писатель
58-летняя австриячка Эльфриде Елинек, большинству русских известная
как автор скандального романа "Пианистка".
Эльфриде Елинек присудили Нобелевскую премию по литературе, а она
отказывается ехать в Стокгольм получать ее, более того - вообще не
испытывает желания стать богаче на 10 миллионов шведских крон (1,1
миллиона евро). Что касается популярности Елинек, то "скандал"
скорей всего сделает ее популярнее, чем отсутствие "скандала".
Нужна ли ей самой популярность? - Вопрос, который хочется оставить
без ответа.
Так "громко" не поехать в Швецию Елинек позволяют ее плохое
состояние здоровья (она, говорят, почти не выходит из дома), а также
жесткая позиция: писательница а) считает, что не заслужила Нобелевскую
премию, б) "больше чувствует отчаяние, нежели радость",
получив известие о присуждении, в) считает, что "эта премия должна
была быть присуждена другому австрийцу - Петеру Хандке", с которым
ее связывает долгая творческая дружба, г) не рассматривает свою Нобелевскую
премию, "как цветок в бутоньерке Австрии", полностью дистанцируясь
от нынешнего австрийского правительства. Последний пункт д) добавим
от себя: Не хочется Эльфриде Елинек стоять в большой зале перед толпой
мужчин в смокингах, не испытывая чувства омерзения от осознания того,
что они считают себя хозяевами мира.
Грасс настаивает
Елинек - первая женщина, пишущая на немецком языке, которая получила
Нобелевскую премию после лирика Нелли Закс, которая была удостоена
награды в 1966 году. За все же время присуждения Нобелевской премии
по литературе ее лауреатами стали 89 мужчин и только 10 представительниц
пола, снисходительно именуемого слабым.
У нобелевской лауреатки еще есть время передумать и склонить свою
седую голову перед "хозяевами мира". Торжественная церемония
вручение наград назначена на 10 декабря. Да и именитые коллеги по
цеху подталкивают ее к этой жертве. Так Гюнтер Грасс заявил, что он
"очень рад тому, что именно Эльфриде Елинек удостоена Нобелевской
премии и он надеется, что она изменит свое мнение и приедет в Стокгольм
на вручение". А она не изменит: это наш оптимистичный прогноз.
Ибо...
Популярная ненависть
Эльфрида Елинек - одна из самых значительных писательниц современной
западной литературы, не говоря уже о литературе немецкоязычной. Она
- сама себе элита. Родилась в еврейско-чешской семье, училась в Венской
консерватории по классу фортепиано и органа, изучала театральное искусство
и историю в Венском университете. Ее дебют в литературе состоялся
еще в студенческие годы, однако настоящая известность пришла в 1975
году с публикацией романа "Любовницы" (русский перевод -
в 1996 году). Роман "Пианистка" (1983 год, русский перевод
- в 2001 году) принес всемирное признание и разнообразные награды.
Фильм-экранизация "Пианистка" режиссера Михаэля Ханеке,
получил Гран-при Каннского кинофестиваля.
На счету Елинек также романы "Похоть" (1989), "Дети
мертвецов" (1995), "Алчность" (1999). Она пишет пьесы
для радио и театра. "Клара Ш." (1982), "Вожделение,
или Проезд открыт" (1986), "Облака. Дом" (1988), "Привал,
или Этим все занимаются" (1994), "Спортивная пьеса"
(1998), "Он как не он" (2000) ставились на лучших немецких
сценах. Елинек называют "принцессой драмы". В 1998 году
программа театрального фестиваля в Зальцбурге была полностью посвящена
ее творчеству.
"За музыкальные переливы голосов и отголосков..."
Понятно, по какой причине австриячку недолюбливают на родине, да и
вообще недолюбливают. Читателей с "опытом" смущают ее чересчур
откровенные описания. В ее женской прозе мало любви и много жестокости,
ее ведущие темы: ненависть, женская физиология, сексуальное унижение
женщины.
Хотя Нобелевский комитет сделал акцент не на бунтарство и крайности,
а на художественные грани таланта Елинек. Награда ей присуждена "за
музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые
с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность
социальных клише и их порабощающей силы". Слова, слова...
Два слова о Деррида
Нет никакой астральной связи между двумя событиями, произошедшими
на прошлой неделе. Первое - скандал с австрийской писательницей, второе
- смерть Жака Деррида, которого иные теоретики "обвиняли"
в том, что он в своих работах "отрицал различия между реальностью
и литературой".
Деррида скончался в Париже в возрасте 74 лет от рака. Один из ведущих
философов современности, литературовед и культуролог, интеллектуальный
лидер "Парижской школы", он подвергал критике классическую
западно-европейскую философскую традицию. Странно не то, что Деррида
умер, не то, что Елинек не хочет в Швецию, странно, что кто-то еще
считает уместным опираться на традицию.