Будьте
как китайцы, говорю вам я, родившаяся в каких-то там трехстах километрах
от Поднебесной. Бросьте притворяться и играть не свою роль между католическим
и православным рождеством, между 25 декабря и 7 января. Мы привыкли
совсем к другим ритуалам и не особенно спешим изменяться, следовать
новой для нас европейской моде на ангелов и Санта-Клаусов или реконструировать
святочные обычаи вековой давности.
Новый год мы, жители бывшей страны Советов, празднуем как китайцы
- в течение двух недель. Правда, не по лунному, а по солнечному календарю.
Мы украшаем дома вечнозелеными деревьями, ублажаем детей, поздравляем
родителей, дарим открытки и ставим на стол ритуальную еду, символизирующую
не благое пожелание или добрый знак, а саму определенность, повторяемость,
продолжение традиции, а значит истории. Мандарин - не символ долголетия,
а знак из нашего детства, оранжевый привет из Золотого века, когда
время было однородным, а жизнь - предсказуемой.
Китайцы
по крови, а не по духу начнут праздновать нынешний новый год 22 января
(некоторые, правда, полагают, что 25). Но не спешите присоединяться,
подражать - лепить пельмени, вешать китайские обереги у дверей и бить
в барабаны. Хватит упоминаний об обезьяне, это утомляет. Просто сходите
в Эрмитаж, где как раз открыта большая поучительная выставка "Няньхуа.
Китайская народная картина" и наконец-то попробуйте решить вопрос
самоопределения.
Нет ничего проще. Неспешно прогуливаясь по петровой галерее, рассматривать
китайские картинки и читать подписи к ним, расшифровывающие замысловатое
содержание.
Няньхуа, посвященные главному календарному празднику, рассказывают,
как в Китае отмечают последний день уходящего года и первые две недели
года новорожденного. Семейный ужин - проводы, обязательное ночное
бдение - встреча. Проспать новый год - все равно, что упустить свое
будущее счастье. Ровно в полночь разодетые жители Поднебесной выходят
на улицу, зажигают фейерверки, запускают ракеты. Под взрывы хлопушек
сжигают бумажное изображение покровителя очага Цзао-вана, к утру вешают
в доме его новое лицо. Все праздничные дни ходят друг к другу в гости,
играют в карты, смотрят представления, слушают музыкантов, ублажают
себя праздничной едой. На пятнадцатый день Нового года устраивают
красочный праздник фонарей.
Помимо
традиционных, новогодних картинок, давших название самому явлению
"китайского лубка", в коллекции Эрмитажа - религиозные,
мифические картинки, картинки-пожелания, иллюстрации к знаменитым
литературным произведениям, изображения театральных постановок, исторические
и жанровые сцены. Но и это еще не все - малочисленная, но очень интересная
коллекция картинок расположена в самом конце экспозиции. Несколько
няньхуа характеризуют период влияния прогрессивной, цивилизованной,
индустриальной, богатой Европы на повседневную жизнь обычного китайца.
Европейские платья и мебель, европеизированные изображения собственных
святых и даже "преклонение" перед "американским стилем
жизни" - черный лимузин, пара чемоданов, нарядная жена. И, наконец,
почти Кабаков: жанровые сценки китайской послереволюционной жизни
- кооператив, советский брат, мир, труд, май.
Посвятивший
час свободного времени разглядыванию досужих картинок не может не
согласиться с востоковедом и путешественником В. А. Алексеевым, чья
коллекция няньхуа положила начало эрмитажному собранию лубка из Китая:
"маленькая яркая картинка подобно бомбе упала в наше стоячее
болото". Никаких позолоченных ангелов, зимних сказок - все по-настоящему,
живо, как в газете "Моя семья". Нравоучения, как вести себя
влюбленным парочкам, чего следует бояться в семейной жизни, а чего
- нет, рассуждения о студентах и учителях, куртизанках и поэтах-пьяницах.
Никакого холодного дизайна, уютный мирок заставленных вещицами дворцовых
интерьеров, снег, приукрасивший серый пейзаж и ветки цветущей сливы.
Если же о личном, о китайском, то - как дома побывала. Тянь-Шань,
Чон Ки Мин, Джусай, няньгао. Печенье счастья из сладкого риса, запах
дыма, чад от печи, никаких неоновых реклам, десятых этажей, лифта
и инфернального метро. Маленькие пельмени, считаемые сотнями - по
числу приглашенных гостей, фонарики в слюдяных окошках бумажных избушек.