Наконец-то, случилось. 9 февраля в Новой Академии Изящных Искусств открыли
очередной Музей Современного Искусства, предлагая всем поверить, что
это - первое учреждение такого рода, появившееся в Петербурге. А может
быть и в России? Вероятно, все же, учредители музея не настолько некомпетентны,
чтобы не знать, что музеев современного искусства в одном Питере - как
собак нерезаных. Скорее всего, дело в подлинности. Вновь открытый -
настоящий, подлинный. Все остальные - надругательство над искусством
и зрителем.
Первым художником, который удостоился чести быть представленным в музее,
стал его сотрудник, заместитель директора Санкт-Петербургского музея
современного искусства по международным связям Сергей Бугаев-Африка.
Его экспозиция "Страшный суд" - это развешенные затейливым
образом эмали с веселыми цветными фрагментами одноименной росписи Микеланджело
в Сикстинской капелле. Из всей огромной многофигурной композиции знаменитого
итальянца Африка выбрал в качестве основного и смыслообразующего элемента
своей экспозиции не центральную часть с безбородым Христом Эммануилом,
как в оригинале, но фрагмент с автопортретом Микеланджело, изображенным
на снятой коже св. Варфоломея.
Превращение знаменитой фрески, мягко выражаясь, в комиксы, грубее -
в кафельную плитку, можно рассматривать как настигший Микеланджело еще
до конца времен Страшный суд. Возможно, поводом к этой расправе с гением
Возрождения послужило, то, что Микеланджело отступил от церковных канонов:
встроил в роспись свой собственный облик (пусть даже и на снятой коже
св.Варфоломея) и изобразил большинство персонажей обнаженными. Африка,
также как и Микеланджело, не стал одевать бесстыдно голые фигуры в легкие
драпировки, дабы не уподобляться эпигонам мастера, дорисовавшим одеяния
на фреске после его смерти. Если это предположение - верно, то о какой-либо
свободе воли в творчестве Африки речь идти не может, поскольку его рукой
двигала божественная воля. Таким образом, его художественный жест был
предопределен и не подлежит нестрашному суду критики.