Сегодня
в Российском этнографическом музее в рамках фестиваля "Эволюция
интерьера" открывается выставка "Огонь и свет". Светцы
и подсвечники, лампы, лампады и фонари - предметы, самым непосредственным
образом участвовавшие некогда в разрешениях кризисов, в устранении
разрыва между реальностями, - предстанут не только как повседневные
функциональные приборы, но и познакомят с бытовавшими у разных народов
ритуалами сотворения мира заново из хаоса и тьмы.
Светильники, украшенные магическим орнаментом, защищали дом от темных
сил. Оберегали от болезней людей и скот. Сотворение мира "набело"
было способно остановить мор. По сведениям этнографов, в русских деревнях
еще жив обычай "первобытной" борьбы против эпидемий среди
скота.
В пострадавшей деревне гасятся все огни. Двенадцать женщин - три вдовы,
три старые девы, три беременные женщины и три девицы - сняв верхнюю
одежду и распустив волосы, впрягаются в плуг и вспахивают борозду
вокруг селения. В руках у них ножи, сковороды, кочерги, топоры. Они
символически воссоздается хаос: кричат, бранятся - и "убивают"
первого, кто попадется им на пути, потому что "коровья смерть"
может принять любое обличье. Тем самым они побеждают старый и больной
мир. Правда, остальные селяне знают об особенностях этого ритуала
и на улицу не выходят. После того, как деревня окажется внутри магического
круга, мужчины с помощью огнива или с помощью трения заново добудут
"живой" - сакральный - огонь, от которого снова будут зажжены
очаги в домах, свечи и лучины.