<<-
Галстук известного мэйл-артиста Толстого не демонстрировался на выставке
и поэтому не был классифицирован доктором Щегловым
11 марта в Музее Набокова состоялось открытие выставки
"Галстук и эстетика Фрейда", куратором которой выступила Наталья
Черных, журналист газеты "МК" в Питере". В основу экспозиции
была положена коллекция галстуков дизайнера Василия Шишкина, а теоретическое
обоснование с оглядкой на Фрейда предложил доктор Лев Щеглов. Галстук
был преподнесен главным сексологом Петербурга как основной современный
фаллический символ, по цвету, размеру, рисунку и форме которого возможно
не только определить характер хозяина, но и узнать кое-что о скрытых
особенностях его жизни.
К участию в выставке были привлечены столь славные персоны, как губернатор
Петербурга Владимир Яковлев и Юрий Гальцев, Игорь Дмитриев и Гаркуша,
Валерий Михайловский и Эдуард Хиль. Некоторые из них даже присутствовали
на открытии и рассказали о своем отношении к галстуку, к сексуальности
и к самой выставке. Контекст опять задал Лев Щеглов. Он назвал выставку
симпатичной и пояснил это утверждение тремя тезисами: во-первых, психологичная,
во-вторых, забавная и, в-третьих, символичная - "сугубо питерская,
так как возьмись обсуждать подобную фаллическую тему в Москве, то речь
бы зашла, по меньшей мере, о штанах".
Любитель традиционных галстуков артист Игорь Дмитриев был просто ошарашен
сексуальным подтекстом детали туалета, соединяющего голову с причинным
местом, и даже поделился с присутствующими, что теперь во время повязывания
галстука будет думать только об этом. Также знаменитый артист восхитился
грандиозностью профессорского образования и его начитанностью, посетовав,
что сам читает только роли и тексты на радио.
Дизайнер Василий Шишкин, благодаря привязанности которого к галстукам
и появилась выставка, описал свое отношение к простому куску ткани одновременно
как к физическому телу и как к организму. Его, как физика по образованию,
даже посетила идея нарисовать схему силовых полей, создаваемых этой
деталью туалета. Идея, впрочем, не была претворена в жизнь. Вместо физической
картины мира галстуков реализована была картина дизайнерская и историческая.
Представленные в экспозиции аксессуары помимо чисто визуальных характеристик
и зашифрованных в них психологических и сексуальных качеств владельцев
являются лишним поводом рассказать историю на тему. Они играют, таким
образом, роль документа: Эдуард Хиль выставил свой "телевизионный"
галстук с лошадками, купленный в Австралии специально для выступления
на ипподроме. Семен Стругачев - пионерский галстук с чернильным пятном,
в котором он потерял девственность в возрасте тринадцати лет. Александр
Друзь не пожалел для экспозиции галстук, подаренный в 1987 году министром
культуры Болгарии, когда игроки "Что? Где? Когда?" выступали
в этой стране. И так далее, очень много разнообразных галстуков и различных
историй. За рамками выставки, правда, осталась сама история экспонирования
галстуков, - ведь даже в Петербурге имело место несколько культурных
событий, посвященных этой детали туалета: дефиле в одном из клубов,
например, или коллекция галстуков известного питерского-парижского художника
Владимира Котлярова (Толстого), которая демонстрировалась в "Борее"
несколько лет назад. Один из его галстуков-посланий навсегда остался
в "Борее", другой - попал на обложку израильского литературного
журнала "Солнечное
сплетение".
Одним словом, выставка получилась действительно симпатичная, остроумная
и эротичная. Не столько благодаря веселым и поучительным историям, которыми
поделились питерские знаменитости, сколько самому ее предмету - галстуку,
а также, отцу психоанализа Фрейду, главному сексологу Питера доктору
Щеглову, таланту дизайнера Шишкина и витальности куратора Черных.