В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в конце июня состоялись Седьмые
Ахматовские чтения, насколько остроумно, настолько и опрометчиво названные
"Петербургский диагноз". Этим словосочетанием было выдано
медицинское свидетельство - даже не диагноз, а приговор - не только
городу, но и его жителям, в том числе, самим себе, рискнувшим обсуждать
собственную исключительность. Трудно представить, например, парижских
профессоров - историков, филологов, культурологов, художников, - которые
бы в течение нескольких дней говорили о подлинно парижской культуре,
литературе, живописи, выясняли особенности поведения и характера настоящего
парижанина.
А между тем, в музее Ахматовой все так и происходило. Три дня около
сорока докладчиков - среди которых, помимо петербургских гуманитариев,
были писатели, поэты, художники и композиторы, - знакомили слушателей
с собственными соображениями по поводу особого климата Петербурга, уникальной
его истории, архитектуры, литературы и т.д. Историки и критики в попытке
объять необъятное - не только вычленить симптомы "болезни",
но и определить причины постигшей город "острой инфекции"
- то разлагали 300-летнюю историю города на чередующиеся и одновременно
наслаивающиеся мифы, то развенчивали чужое мифотворчество, отделяя вымысел
от реального прошлого. Литературоведы и искусствоведы, поэты и художники
не могли соревноваться в степени обобщений с теоретиками. Они либо углублялись
в собственную узкую тему - говорили о нескольких петербургских поэтах,
или, допустим, кинематографистах, либо собственным примером подтверждали
наличие "особой местной болезни", предлагая слушателю очередной
миф или на деле демонстрируя клиническую картину.
Хотя, практически, все доклады, сделанные в рамках Ахматовских чтений,
были либо остроумны, как сообщение Андрея Хлобыстина о петербургском
дзен-дендизме, либо поучительны, как суждения литературного критика
Бориса Аверина, описывать каждое выступление было бы проявлением очередного
безумия. В связи с вышесказанным резонно остановиться только на нескольких
вызывающе интересных сообщениях.
Примером взгляда на тему "Петербургский диагноз" с высоты
исторических знаний может послужить доклад Льва Лурье "Мнимый больной",
запланированный на первый день, но прозвучавший, можно сказать, под
конец трехдневной конференции. Знаменитый историк и колумнист, говоря
о Петербурге, неожиданно, как извлекающий цветные платки из пустой шляпы
фокусник, воспроизводил один миф за другим. Все пространство 300-летнего
существования уместилось в промелькнувший промежуток между "Кантемировским"
и "Довлатовско-сайгонским" мифами. О десятилетиях конца ХХ
века, этаком пост-сайгоновском периоде, Лурье говорить не стал - рассуждение
о мифах, персонажами которых являются представители последующих поколений
- "БГ, Кино, Найк Борзов" и т.д., по мнению историка, выглядело
бы, по меньшей мере, нелепо. Не смог он только отказать себе в удовольствии
и не сказать о самом популярном в современной России питерском мифе
последних лет, который обозначается словами "Петербург - криминальная
столица". Именно оттолкнувшись от истории и топографии питерских
заказных убийств, Лев Лурье заговорил об использовании мифологии в коммерческих
целях, например о создании серии экскурсий "Петербург криминальный".
При этом, он не упомянул, что идея подобного путеводителя имеет своего
автора - известного петербургского фотографа и художника Дмитрия Шубина.
Шубин не только сделал осенью 2001 года проект на основе фактов гибели
известных бизнесменов и политических деятелей, но и издал набор "туристических
открыток" - "Петербург. Избранные места". Этот фотографический
путеводитель по криминальной столице имел настолько большой резонанс
в прессе, что до сих пор слышны его отголоски.
Мифы Петербурга, по Льву Лурье, - это не одни лишь признаки болезни
и безумия, это "тот продукт, который можно предъявить туристу".
Из этого и проистекает важность постоянно обсуждаемых вопросов "кому
какой памятник ставить, и что где строить". Но помимо того, что
Петербург представляет собой мемориальный, архитектурный, литературный
и т.д. музей, т.е. товар, обладающий высокими коммерческими достоинствами,
- это еще и реально живой город, в котором жителю не хочется мириться
с постоянной ролью посетителя. Этот аспект, считает Лурье, формирует
не менее важный вопрос - "вопрос о соотношении между плодоносящим
мифом и современной действительностью".
Источник
Полная
версия текста