Спасибо
Виму Вендерсу. Если бы не его "Алиса в городах", фотоаппарат
Полароид мог навечно остаться в категории мыльниц. За позитивный вклад
в создание имиджа моментальной камеры ее создатели могли бы Вендерсу
даже доплатить. Теперь, по крайней мере, всем ясно, что Полароидом
можно, и даже нужно делать искусство. Впрочем, фотографии Стефани
Шнайдер, выставленные в галерее "Гройлих" во Франкфурте,
напоминают не столько "Алису в городах", сколько другую
ленту Вендерса "Париж – Техас".
"Конечная станция страсти", таково название выставки, -
это увеличенные до большого формата полароидные карточки, на которых
запечатлены выхваченные из повседневности калифорнийские пейзажи:
бензозаправки, мосты, гостиничные номера, персонажи и т.д. (другое
название цикла "29 пальм, Калифорния"). Выглядят снимки
абсолютно случайными, если не сказать "любительскими", и
похожи на путевой дневник в картинках. То, се, пятое, десятое. Солнце,
дома, случайные прохожие, новые ландшафты и еще масса всего, что можно
встретить в дороге, а потом, уже дома разглядывая получившиеся снимки,
думать: господи, зачем же я это все снимал? Ведь здесь даже глазу
не на чем остановиться!
Единственное,
чего в нем нет – это исторических или каких-либо других "туристических"
достопримечательностей.
Впрочем, не все так просто. Шнайдер действительно старается избегать
любого статичного "красивого" изображения и делает вид,
что за этими снимками ну абсолютно ничего не скрывается. А если даже
и скрывается, то это ничто иное как повседневность, которая вся на
поверхности, и в которой, как известно, никаких тайн нет.
Мимолетность эта, однако, является продуктом тщательной режиссуры.
Якобы "случайная", "движущаяся" компоновка кадра
доведена в снимках Шнайдер до кинематографического совершенства, а
неземной свет, которым буквально пронизаны все фотографии, лишь усиливает
общее ощущение иллюзорности и ирреальности этой, казалось бы, ничего
не скрывающей повседневности. Ничего не прячущей, но ничего и не выдающей.