Завоевание
мира начинается с того момента, как у человека появляется желание
покинуть пределы, в которых он себя ощущает. Еще маленьким человек
слышит зов запредельности и идет на него, почти не оглядываясь. А
если и оглядывается, то не может разглядеть, почувствовать то состояние,
когда еще не было зова, а было что-то постоянное и не раздражающее.
Переводя эти неопределенности на предметный язык, можно сказать, что
человек сначала сидел в комнате, в четырех стенах и неожиданно услышал
голос улицы, который сначала нашептывал: «Посмотри, какая хорошая
погода», а потом выкрикивал: «Костя, пошли в футбол играть!» И Костя
(Владимир, Адольф, Иосиф… мужские имена больше тянутся к завоеваниям)
шел играть в футбол, забивать голы в чужие ворота. Играть полноценного
персонажа насильно предложенного кем-то бытия.
«Все суета. Отбой нам только снится.
А мне уже не снится и отбой.
О если бы хоть на миг остановиться
И зачерпнуть небытие рукой…»
Это строки из нового сборника стихов петербургского прозаика, поэта,
драматурга, певца, голоса музыкального коллектива «Зимовье зверей»
Константина Арбенина под названием «Комнатные побеги». Они – просто
повод возобновить разговор о вечном, то есть о комнате, в которой
началось движение из нее.
В двух словах об авторе: не по-русски скромен, приятен в разговоре,
пишет сказки для детей и взрослых, рисует для себя. Немного узнав
Константина лично, хочется узнать о нем больше. Сделать это можно
с помощью его стихов, поэм и песен. Сборник «Комнатные побеги» соткан
как раз таким образом, что оценить разное творчество автора в период
его жизни с 1987 по 2001 годы.
Какой-то писатель из позапрошлого века внезапно понял, что ничего
не знает о своем жилище, и постарался описать его. Вышло не то чтобы
очень красиво, но главное – вышло. Идея обжить пространство родной
комнаты, понять ее темные углы, уложить на листы нотной тетради скрипящие
разноголосо половицы, научиться трогать дверную ручку так, как никакую
другую ручку в мире – задачи, которые не снились иным Адольфам. Адольфы,
влекомые зовом запредельности, будут неизвестно зачем искать чужих
пространств. Им и в голову не придет брататься с домашними комарами,
как это сделал Константин Арбенин.
«Комары на зеленой стене –
Длинноносые тощие боги.
Ваши руки похожи на ноги.
Ваши мощи направлены вне.
Доживая последних полдня,
Вы стараетесь сделать мне больно.
Подсознательно и подневольно
Вы едите себя и меня.
И становитесь как бы живей,
Выпивая все мысли из брови.
Комары, мои братья по крови.
Мы одних беспородных кровей»
Почитаешь стихи Константина Арбенина - и уже не сможешь просто так
плевать в потолок. Плевать в потолок – станет искусством. Может быть,
первейшим из искусств - быть осознанно ленивым и бессознательно зрячим.
В свою картотеку одомашненных символов автор включил влажный туман,
продувающий ветер, «друга Пушкина», творимого заново Вертер, уголки
улыбки Чеширского кота и другое. Все это легко может поместиться на
книжной полке, прибитой к слабой стене какой-нибудь питерской коммуналки.
А кроме полок в этой маленькой комнате могут висеть картины, фотографии,
зеркала. Благодаря попаданию взгляда в их поле, комната из четырехстенной
превращается в многогранную. И каждая грань будет новой историей,
рассказанной сначала самому себе, а потом - еще паре-тройке красиво
плюющих в потолок не-завоевателей, в которых, конечно тоже, как и
у всех «идущих на зов запредельности» проклевывается уличное арбенинское:
«Как много мест, куда бы я хотел
Уехать, чтоб вовек не возвращаться…»