Rambler's Top100
 
   

12.10.2001
Актуальное искусство

"Смерть как фотография"
Елена Невердовская


"29 декабря в результате второго покушения в Петербурге был убит...", "В ночь с 9 на января в Санкт-Петербурге в собственной квартире по адресу Английский проспект, 26, был убит...", "Убит директор петербургского отделения государственного предприятия..." - это фрагменты информационных сообщений, помещенных в качестве пояснительных текстов к фотографиям Дмитрия Шубина, представленным 6 октября на выставке в галерее "Navicula Artis" на Пушкинской 10. Его "Петербургский проект. Смерть как фотография" на первый взгляд напоминает альтернативное краеведение, тем более, что каталогом выставки послужил русско-английский набор открыток "Петербург: Избранные места", изданный при содействии партии "Демократическая Россия", который по форме напоминает традиционный путеводитель по "криминальной столице" России.
Заказное убийство - как повод для обозревателя написать остроумную статью в еженедельную колонку, как тема для остросюжетного фильма, как источник для современных анекдотов. И современный художник, эксплуатирующий популярную тему криминальных разборок и ставших чуть ли не повседневными политических убийств, тоже оказывается таким обозревателем. Тогда его художественный проект превращается в работу, выполненную по всем правилам функционирования средств массовой информации: реальное событие - достоверное отражение - подробный анализ. В таком случае можно было бы ожидать от проекта Дмитрия Шубина плоской репортажной правдоподобности: меловых контуров, пятен крови, следов шин. Но подобная "правдивая" документальность, как ни странно, не находит своего подтверждения в видах Петербурга, которые выставлены в галерее.
Объектом съемки Шубина чаще всего становится не непосредственное место преступления, но случайный вид, который в последний момент мог мелькнуть перед глазами умирающего человека: парапет набережной, фонарь, ветки деревьев. Таким образом, пытаясь реконструировать чужой взгляд, Шубин отходит от расхожего "масс-медийного" толкования "заказного убийства". Информационное сообщение, пропущенное через призму субъективности, дает в своем фокусе - смерть. Трагедия отдельного человека, а не очередной пример распространенной ситуации, действующими лицами которой являются схематичные фигуранты "дела №...", заказчик, киллер, жертва. ТТ, ПМ, Агран 2000, гильзы калибр 9 мм и другие, ничего не говорящие подробности, приобретают здесь не репортажный, но - осязаемый вещественный смысл, в основе которого лежит материя переживания. Шубин, интерполируя ситуацию, помещает зрителя, рассматривающего фотографию, на место пострадавшего. Этот расчет на восприятие позволяет превратить "возможное" в "действительное": пейзажи - в единственно реальные доказательства смерти, а значит и существования, несущественные частности, вроде желтых стен, типовых окон, отражений в воде, - в улики, в свидетельства совершенного преступления.
Теоретики фотографии ХХ века от Беньямина до Барта говорили о фотографии как о смерти, Шубин совершает обратный ход: смерть для него и есть фотография. В "Петербургском проекте" камера не останавливает реальное мгновение, погружая его в "маленькую смерть". Напротив, снимки Шубина дают возможность видеть и возвращают смысл тому, что по всем "объективным причинам" перестало существовать, в последний раз отразившись в глазах смертельно раненого человека.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

Rambler's Top100