12.12.2001
Новости культуры
Выставка Нэн Голдин в Центре
Помпиду
Елена Невердовская
|
|
В Париже в Центре Помпиду проходит ретроспектива фотографий
Нэн Голдин, на ней представлены произведения, начиная с самых ранних
(1969-1973), на которых можно увидеть членов группы drag queens, и заканчивая
последними работами, сделанными в Европе в 1999 и 2000 годах. Предполагается,
что эта экспозиция будет показана еще в нескольких европейских городах.
Историю о фотографе лучше всего начать с описания фотографии. 1964 год,
благополучная еврейская семья среднего достатка, четверо детей: Барбара,
Стефан, Нэнси и Йонатан. Нэнси десять лет, и она единственная, кто не
смотрит в объектив Поларойда. Она мечтает стать психоаналитиком.
Проходит год, и жизнь этой семьи, прежде ясная и рассчитанная до мелочей,
рушится: старшая дочь, Барбара, в возрасте 18 лет совершает самоубийство.
От Нэнси пытаются скрыть случившееся, но это только провоцирует ее на
поиски ответа на вопрос, что же случилось. Нэнси превращается в Нэн,
которая больше никогда не потерпит лжи, будет разрушать прекрасные декорации,
что бы они не скрывали: страсть и непристойность, недостатки и несчастья,
болезнь и смерть. Она больше не собирается посвящать жизнь психоанализу,
Нэн уходит из дома вместе с хиппи, живет и путешествует с "семьей"
drag queens, фиксируя собственную жизнь и жизнь близких людей посредством
фотокамеры. С первой состоявшейся выставкой фотографий к ней приходит
осознание своей роли и своего места. Она поступает в бостонскую Школу
при Музее изящных искусств и заканчивает ее в 1977 году со степенью
Бакалавра Изящных искусств.
Глядя на фотографии, размещенные на стенах крупнейшего в Париже Музея
современного искусства, невозможно подумать, что это просто результат
исследовательского интереса, фиксация опыта внедрения в среду хиппи,
скинхедов, трансвеститов и транссексуалов, художников и музыкантов.
Приближение камеры настолько велико, настолько сильна пристрастность
взгляда, что не вызывает сомнения причастность автора к жизни героев:
"Скинхед занимается сексом" (1978), "Куки у гроба Витторио"
(1989), "Клеменс и Жан, рука во рту" (1999). Тем более, что
она сама с той же степенью откровенности и, можно сказать, бесстыдства
попадает в объектив фотокамеры: "Нэн месяц спустя после нанесенных
побоев" (1984) фиксирует конец ее бурной связи с Брайаном, "Автопортрет:
я делаю запись в своем дневнике" (1889) - камера застает автора
с ручкой в руке в ночной старомодной рубашке на постели, "Автопортрет
на мосту над золотой рекой" (1998) - только тень на бликующей воде.
Нэн Голдин - мастер портрета. Чаще всего она снимает людей в интерьерах
квартиры, гостиницы, бара, больницы и церкви. Ее жизнь и жизнь ее друзей
происходит все время в закрытых, ограниченных пространствах - даже на
улице она фотографирует свои модели в салоне автомобиля. Смерть ее молодых
друзей от СПИДа или наркотиков переживается, как их последний уход,
как бесследное исчезновение. Утрата, а не переход: Нэн Голдин впервые
идет церковь, собираясь просить Бога продлить жизнь ее больным СПИДом
друзьям: "Fatima candles" (1998). Среди последних фотографий,
сделанных в Японии и в Италии, стали появляться не только портреты в
пейзаже, но и природа в отсутствие людей. Похожий на снег вишневый цвет,
срываемый ветром, туман и вода - человек попадает в зыбкие и непрочные
среды, которые способны, если не убедить в реальности нереального, то
хотя бы дать надежду на успокоение, на забвение страсти, страха и боли.