12.12.2001
Актуальное искусство
Пофигисты в поисках стабильности
Надежда Штиль
Определение пофигизма "как одного из главных отечественных
настроений", данное Максом Фраем в каталоге "Искусство против
географии", как нельзя более подходит для характеристики выставки
московских и грузинских (м.б., московских и тбилисских) художников "Дуга
стабильности". Хочется верить, что качеством этим обладают только
организаторы - Московский Центр современного искусства, но никак не
художники, тем более, грузинские, и уж вовсе невозможно, чтобы пофигизм
был свойственен политикам, как отечественным, так и нет. В противном
случае, стабильности, за которую ратуют художники, выставившие свои
произведения в Музее истории Петербурга, и борются политики, нам не
видать.
Представьте себе дворцовые интерьеры уже лет десять стоящие в очереди
на реставрацию: грязный паркет, ободранные стены, мутные зеркала, отсутствие
освещения. В этом пространстве художники двух стран все-таки дерзнули
выставить работы, которые запросто можно было бы спутать с оставшимся
после хозяев мусором: полуметровые столбики из оргстекла (прямо на полу,
на фоне темных стен), случайным образом прислонившиеся к панелям зеркала,
холст без подрамников с живописью цвета небеленых потолков над головой
и т.д. Речь, собственно, не о самих произведениях - в галерее с евроремонтом
любой мусор проглатывается как произведение искусств, а о пофигизме
кураторов: привезли, устроили свалку, повеселились. В качестве зрителей
- исключительно местные знаменитости, причем, числом не превышающие
трех: О&А Флоренские и Николай Благодатов. Одним словом, встреча
в верхах, обмен опытом, налаживание стабильных отношений.
Кстати, о стабильности: нельзя сказать, что эта политическая тема навязывается
зрителю каждым из представленных художников. Они чрезвычайно тактичны,
показывают живописные пейзажи, объекты из цветного пластмассового мусора,
золотую обнаженную, созданную на компьютере, распятие. Бестактны только
несколько произведений: коса с оптическим прицелом, "СУ-27 в действии"
и "Война России с Шамилем". В теме оказался только Нико Ломашвили,
продемонстрировавший два проекта, посвященных методам достижения повсеместной
глобализации. В качестве первого предлагается дефундаментализация: видео
показывает иудея, молящегося, как православный, православного, который
молится как мусульманин, и мусульманин - как еврей. Второй метод - использование
цивилизаторов, к которым художник отнес лего, кодак, пепси, жилетт и
т.д. Внедрение этих волшебных достижений в повседневную жизнь, по мнению
автора, приобщит каждого члена общества к единой цивилизации, что гарантирует
постоянную стабильность в будущем, так как никто от цивилизаторов в
здравом уме не откажется.
Кстати, в свете последних рассуждений можно предположить, что выставка
ничего общего с пофигизмом не имеет, а как раз таки и является попыткой
показать на какой свалке мы живем, и чем, собственно, занимаемся.