<<-
Леена Турванен. "Желтое, через которое можно пройти" (инсталляция,
2001)
Внизу: Хели Купаринен "Полет" (х.м.,2001)
12 марта в галерее "Борей" открылась выставка
финских художниц Хели Купаринен и Леены Турванен "Планета и Балдахин".
Экспозиция, составленная из небольших живописных произведений и сделанной
из пластмассовых упаковок инсталляции, представляет собой образец финского
искусства, по крайней мере, как оно постоянно преподносится "Бореем".
Если попытаться охарактеризовать это искусство в нескольких словах,
можно сказать следующее. Минимальные задачи решаются минимальными средствами.
Обыденные предметы, будь то, пустая тара, игрушки или детские ползунки,
изымаются из привычного контекста и посредством нехитрых манипуляций
становятся деталями лаконичного дизайнерского решения. Хели Купаринен,
закончившая Народный колледж Лиминка, Скандинавскую Художественную школу
в Коккола, Школу Искусств MUU, и член Финской Художественной Ассоциации
MUU Леена Турванен в совершенстве владеют подобными методами преобразования
времени и пространства.
Планеты,
звезды, Черные дыры на живописных работах Хели Купаринен - это не картины
далекого Космоса, а изображение детских игрушек. Шары, подушки в форме
звезд из ткани в горошек, объемные бумажные фигуры, собачки-роботы и
пластмассовые лебеди стали объектами в игре художницы с понятиями "далекое-близкое".
"Балдахин" Леены Турванен - это "Желтое, через которое
можно пройти". В названии, данном автором работе, можно уловить
тот же смысл, что и в живописи Купаринен: удаление от привычного и приближение
к запредельному. Легкое сооружение, составленное из цветного пластмассового
мусора, выглядит как объект для медитаций - именно такая интерпретация
напрашивается для перформанса, который показала Турванен на открытии.
Она замирала перед четырьмя разноцветными трубками - алтарем, сделанным
из пластмассового мусора: две минуты лежа, две минуты сидя, две минуты
на коленях и т.д. Сложно сказать, какие откровения снизошли в это время
на медитирующую, какие изменения случились в ее сознании, но очень легко
было заметить, какие эмоции это действие вызвало у зрителей.