Кажется,
уже несколько лет не происходило столько событий, связанных с именем
Пабло Пикассо, сколько случилось за первую неделю марта.
Во Франции разрешился вопрос о возвращении украденной во время фашистской
оккупации картины Пикассо "Голова женщины" ("Tete de
femme", 1921 год), из собрания известного французского коллекционера
Альфонса Канна (Alphonse Kanne). Коллекция Канна была "изъята"
нацистами в 1940 году. Сразу после войны ему удалось вернуть себе только
половину - около ста картин, оставшаяся часть - бесследно исчезла.
Как известно, во время второй мировой войны нацистами была создана специальная
организация во главе с Альфредом Розенбергом (Alfred Rosenberg), занимавшаяся
"изъятием" произведений искусства на территории оккупированной
Европы. Опустошая крупнейшие коллекции, немцы тщательно и аккуратно
составляли списки экспроприированного имущества.
Что же произошло после войны с частью коллекции Альфонса Канна? По некоторым
сведениям, многие картины из этой коллекции, в том числе и "Tete
de femme", никак не фигурируют в скрупулезных немецких записях.
Не исключено, что записи, соответствовавшие этим полотнам, были уничтожены
самими немецкими солдатами и офицерами, попросту "не доносившими"
до своего начальства часть экспроприированного. Эти картины и другие
произведения искусства "оседали" в руках встречных торговцев,
откуда затем попадали к частным владельцам и в музеи. Соответственно,
когда были вскрыты нацистские тайники, многих картин из коллекции Канна
там просто не оказалось.
После смерти Альфонса Канна в 1948, эстафета в поиске шедевров перешла
к его родственникам. В частности, к внучатому племяннику Канна - Франсуа
Верену (Francois Veren). Последнему, за несколько лет упорных поисков,
удалось найти более сорока произведений живописи, рассеянных по всему
миру. Но вернуть украденное оказалось не просто. В частности, просьба
о возвращении законным наследникам Альфонса Канна обнаруженной Вереном
в Музее современного искусства центра имени Помпиду картины Пикассо
"Tete de femme", натолкнулась на сопротивление со стороны
администрации музея. Вопрос о возвращении картины решался несколько
лет, для чего была создана специальная комиссия, подробно исследовавшая
историю расхищения коллекции.
Пикантности в ситуацию добавил длящийся уже несколько лет скандал с
МИД Франции, который, как недавно выяснилось, после войны продавал и
отдавал на хранение музеям часть конфискованных из немецких музеев произведений
искусства, тщательно скрывая в секретных отделах знаменитые трофейные
списки. В итоге, в марте этого года, решение вернуть картину, стоимостью
около трех миллионов евро, ее законным владельцам все-таки было принято.
В противоположность "драматическим" злоключениям живописного
полотна, история, произошедшая с художественным альбомом, принадлежавшим
некогда Пикассо, относится скорее к разряду курьезов. Альбом с оригинальными
литографиями работы Пабло Пикассо, который вскоре будет выставлен на
торгах в аукционном доме "Кристи" (США), был приобретен год
назад американским брокером Бреттом Флойдом (Brett Floyd) на благотворительном
аукционе всего за 80 долларов. Ни продавец, ни покупатель не догадывались,
что в их руках находится подлинник. Озарение пришло к скромному брокеру
на одной из художественных выставок, где он увидел такую же литографию,
как в книге.
А в Москве на аукционе "Гелос", приуроченном к женскому празднику,
был продан другой альбом с литографиями Пикассо, согласно надписи и
дате на титульном листе, подаренный самим Пикассо советскому режиссеру
и теоретику кино Сергею Юткевичу. Старожилы московских букинистов помнят
эту книгу, кочующую добрую половину девяностых из-под одного прилавка
к другому. Альбом ушел за стартовую цену - 20 тыс. долларов. Книга была
издана в 1947-49 годах в Монте-Карло и содержит 179 литографий отца
кубизма.
Ссылки по теме:
Ухо Сталина украли на Карл-Маркс-Аллее
[Марта Юнг]