Сегодня
в 18:00 в Институте Про Арте (Невская куртина) состоится концерт ансамбля
"Opus-Posth" (художественный руководитель - народная артистка
России Татьяна Гринденко). В программе концерта - произведения Пола
Дрешера, Филиппа Гласса, Яниса Ксенакиса, Георгия Пелециса, Павла Карманова
и, конечно же, основателя коллектива, известного московского композитора
Владимира Мартынова. Вместе с ансамблем духовной музыки "Сирин",
"Opus-Posth" стал постоянным исполнителем музыки Мартынова,
неким универсальным организмом, который "проживает" не только
музыку, но и философские идеи композитора.
Само название "Opus-Posth" (производное от "Opus post
humus", то есть - произведение, изданное после смерти композитора)
представляет идею ансамбля как абсолютно оригинального проекта, призванного
на практике подтвердить концепцию Мартынова о конце композиторской эпохи,
которую он так настойчиво проповедует на протяжении последних лет. "Opus-Posth"
- это то, что вытесняет композиторскую Opus-музыку, то новое пространство,
в котором нет автора, исполнителей, публики, но есть некое "музыкальное
нечто", в котором священный ритуал совершается всеми присутствующими
на музыкальном действе. Отсюда - идея использования длинных черных одеяний
и масок, закрывающих лицо - процесс музицирования по мнению Мартынова
и Гринденко должен проходить на ином, сверхличностном уровне.
Но, как известно, чем оригинальнее новое - тем прочнее забытое старое.
Мартыновский конец всякой индивидуальности в музыке - не что иное, как
возвращение к "добаховским" временам - средневековым каноническим
мессам и хоралам, древнепевческому русскому искусству, то есть, тем
периодам в истории развития музыки, когда на нее еще не покушалось авторское
самосознание. Ведь композитор, по мнению Мартынова, лишь насилует музыку
своим нескромными претензиями на индивидуальность, от которых вновь
пора отказаться. К слову сказать, все это не помешало Мартынову быть
признанным одним из лучших и оригинальнейших современных композиторов.
Созданный в 1999 году, ансамбль стал вторым грандиозным проектом Татьяны
Гринденко, на этот раз - совместно с супругом, Владимиром Мартыновым.
С самого начала Гринденко принципиально шла по пути разрушения сложившихся
стереотипов: играла на скрипке с электронным усилителем вместе с рок-группой
"Бумеранг" (уже после получения премий на нескольких Международных
конкурсах), потом, в 1982 году, - создала "Академию старинной музыки"
- первый ансамбль барочной музыки в восточной Европе, а ныне - один
из лучших коллективов, аутентично исполняющих старинную музыку. Затем
появился "Opus-Posth". Уже во время своего дебюта на фестивале
"Московский форум" коллектив предстал перед публикой в костюмах
и масках, а затем, в 2000 году в Зале имени П.И.Чайковского (невиданное
до того момента зрелище) к ним добавились декорации и элементы театрализации
и перформанса: кто-нибудь из исполнителей время от времени подходил
к большим прозрачным кубам, висевшим в глубине сцены и подталкивал их,
вследствие чего они начинали медленно вращаться.
Кроме произведений Владимира Мартынова "Opus-Posth" исполняет
музыку других современных композиторов-минималистов. Это американцы
Филипп Гласс и Пол Дрешер, "греческий француз" Янис Ксенакис,
русские - Павел Карманов (один из авторов нашумевшего проекта "Страсти
по Матфею-2000"), "дружественный" Мартынову Георгий Пелецис,
автор диска "Музыка для 35 Будд" Антон Батагов. С большинством
исполняемых коллективом опусов российские слушатели знакомятся впервые.
В этом смысле, "Opus-Posth" - настоящие первооткрыватели позднейшего
русского и зарубежного авангарда на отечественной сцене. Если понятия
"сцена" и "зрительный зал" вообще существуют в эстетике
"Opus-Posth".