Rambler's Top100

13.05.2002
Выставки

Мертвая природа, тихая жизнь и мелочи из буфета
[Елена Невердовская, Максим Райскин]

Сегодня "проект" - одно из наиболее употребимых слов в языке современного искусства. Оно зачаровывает буквально всех, так что каждый стремится не просто картинку написать или выставку сделать, но именно - проектировать. Питерские фотографы - не исключение. Они создали свой проект - своеобразную фотоантологию различных жанров. Поддержало эту инициативу Санкт-Петербургское общество "А-Я" - в результате, дело налаживается, недавно зрителям был предъявлен второй этап проекта: в Музее истории Петербурга открылась экспозиция, посвященная жанру натюрморта. Проект - понятие 90-х, предполагающее наличие внутренней логики и самодисциплины, но питерская фотография тех лет как будто выпала из времени и может быть представлена только как жанровое, а не смысловое единство. Кроме того, и работы, и построение самой выставки "Натюрморт и фотография" вполне традиционны. В пустых залах чинно, как во времена передвижников, развешены большеформатные фотографии, которые по всем формальным признакам можно отнести к натюрмортам.
Если обратить внимание на указанные под произведениями года, то можно сказать, что выставка охватывает около 40 лет. Самая ранняя фотография, датируемая 60-ми годами, принадлежит Борису Михалевкину. "В конце пути" - это почти ван-гоговские стоптанные ботинки. Самые поздние принадлежат разным авторам и сделаны за последние два года. Все работы объединяет то, что они являются не натюрмортами, а скорее изображением предметов. Разрозненных, как на фото Ольги Корсуновой "Мелочи жизни из буфета", единичных, как старый обогреватель Тимура Багова. Или, как фотографии дешевых фарфоровых фигурок (серия "Общепит-2" московских фотографов Валерия Орлова и Александры Митлянской), которые только на первый взгляд являются репродукциями, на самом деле представляют собой документацию взаимоотношений красоты и китча. Есть даже фотографии фотографий: это "ненатюрморты" Андрея Чежина под названием "Мужские игры", состоящие из двух частей, на одной из которых изображены переснятые старинные порнографические открытки.
Большинство же работ выставки датируются 90-ми годами и представляют собой более менее традиционные натюрморты - композиции из старой посуды, мутных зеркал и пустых бутылок. В наиболее чистом виде натюрморт, скорее как "тихая жизнь" вещей, чем как "мертвая природа", представлен произведениями Бориса Смелова, который как архитектор или археолог предметного рая, с помощью света и тени извлекает вещи из небытия. Людмила Таболина, наоборот, с помощью старого зеркала хоронит определенность предметного мира в мертвой зыбкости отражения. Таким образом, если натюрморты Смелова "держатся" на предметах, то Таболина работает со средой, а вещи - лишь ее производные.
В принципе, можно достаточно долго находить сходства и различия в трактовках жанра натюрморта у петербургских фотохудожников: от "психологического" (Михалевкин) до нонконформистского (Леонид Борисов), от натуралистического (Смелов) до концептуального (В. Орлов и А. Митлянская), и даже от импрессионистического (Людмила Таболина) до сюрреалистического (Владлен Гаврильчик). Эта жанровость, на которой так настаивают кураторы выставки, крайне условна и не приветствуется как в современном искусстве, так и в современной фотографии. Хотя для петербургских фотохудожников она симптоматична. В 90-х особое положение питерской фотографии обозначалось словом "фотоархеология". Сейчас речь идет даже не об археологии, но просто о чудовищной несовременности (имеются в виду, конечно, не столько работы, многие из которых принадлежат классикам петербургской фотографии, сколько сама концепция выставки) и даже каком-то специфически питерском безвременье, которое не дает своим носителям ничего, кроме возможности жить прошлым, в буддийском небытии отвергая любую извне преподанную актуальность.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100