Из
венского художественно-исторического музея в ночь с 10 на 11 мая была
украдена золотая скульптура работы Челлини "Сальера" (Saliera)
ориентировочной стоимостью 57 млн. долларов. Европейские журналисты
сразу окрестили кражу величайшим похищением в истории европейского искусства
за последние несколько десятков лет.
Воры по стремянке проникли на второй этаж здания музея и, разбив витрину,
в которой находилась скульптура 16-го века, похитили ее из музея. Почему
датчики движения и сигнальные системы, которыми защищены все работы,
не сработали или сработали позже, чем было нужно, сейчас выясняет венская
полиция, не исключающая версию о том, что к похищению мог быть причастен
и кто-нибудь из сотрудников музея. В качестве превентивных мер, трое
охранников, работавшие в ночь похищения, были уволены.
Продать скульптуру такого ранга на художественном рынке практически
невозможно, из чего полиция сделала вывод, что кража носит заказной
характер. Об этом же свидетельствует тот факт, что остались нетронутыми
другие произведения - в частности, картина Рафаэля, висевшая в непосредственной
близости к витрине с Сальерой. Австрийские власти связались с Интерполом
и объявили награду в восемьдесят тысяч долларов за информацию об украденном
шедевре и его похитителях.
Сальера, золотая солонка размером 26 сантиметров, выполнена из золота,
эбенового дерева и воска и представляет собой аллегорию мира, каким
он виделся художнику шестнадцатого века. Как писал о ней сам автор:
"Чтобы показать, как море связано с землей, я сделал две фигуры…
Море, в образе мужчины, держит богато украшенное судно… Земля - в образе
женщины - прекрасна настолько, насколько я смог ее изваять. Рядом с
ней я поместил храм, предназначенный для того, чтобы хранить перец".
Автор "Сальеры" Бенвенуто Челлини, изваявший ее в 1540 году
по заказу французского короля Франциска I, тоже своего рода легенда.
Помимо скульптуры и ювелирного искусства он занимался магией, требовал
наказания поркой для тех, кто ему не понравился, мечтал о вендетте для
убийц своего брата и был осужден за содомию. Его биография, представляющая
цепь скандальных происшествий самого разного рода, до сих остается краеугольным
камнем итальянской литературы.
"Сальера" является единственной сохранившейся золотой скульптурой
Челлини, что, вкупе с легендарной биографией создателя, делает ее одним
из величайших шедевров искусства эпохи Ренессанса. Директор художественно-исторического
музея Вильфрид Зайпель отметил, что по своему масштабу кража "Сальеры"
сравнима лишь с похищением "Моны Лизы" из Лувра, произошедшего
в 1911 году. Подобное сравнение, впрочем, оставляет надежду - Мона Лиза,
как известно, была найдена и вернулась в Лувр через 2 года, после своего
исчезновения.