На "Пушкинской, 10" - открылся новый
сезон, обозначенный пятью экспозициями, связанными с разного рода воспоминаниями.
Центральным событием стала персональная выставка Люциана Долинского
в Музее нонконформистского искусства, на открытии выступил искусствовед
Михаил Герман, что бывает нечасто в стенах Пушкинской.
Люциан Долинский рассказывает о трагедии, скорее, через фарс, следуя
известному "принципу Бахтина" - через иронически-карнавальное,
с решающим кувырком в воздухе, переставляющим все акценты с ног на голову.
Себя Люцин Долинский изображает в виде петрушки, в то время как родился
он в недетской среде - зоне. Художник с детства почти не слышит - последняя
его пластическая работа называется "Набат", колокол, под которым
окаменевшим "языком" выступает старец с блаженной улыбкой.
В детстве Люциана истязала приемная мать - тема материнства постоянно,
в том или ином виде, возникает в его работах, вплоть до одной из последних,
пафосной "Богородицы", похожей, скорее, на юродивую, что пожалеть
надо.
Разумеется, испытывал на себе воинственные настроение властей, пережил
из-за этого не один инсульт, - пишет впоследствии цикл о короле Матиуше
- "Король Матиуш проиграл войну", "Король Матиуш возвращается
с победой"... До 1989 года жил на периферии, но, и переехав в Петербург,
- в мейнстрим не попал. Его "Матиуш в гневе" выражает скорее
бесконечную печаль. Краски скупы, а за рельефной одутловатостью полотен
- глубина и наивность, что собственно одно и то же.
Михаил Герман много говорил о том, что в случае Люциана Долинского он
по счастью не видит феноменов, известных в петербургской культуре, а
именно "вульгарного постмодернизма" или же когда художник
подменяет своей судьбой художественную состоятельность, при жизни одевая
на себя лавровый венок.
В стенах "Новой академии изящных искусств", где стоит "чело"
Тимура Новикова, увенчанное упомянутым убором, между тем, открылась
выставка "Камеи" с поздними работами самого Новикова. А в
галерее "Кино-фот-703" можно увидеть фотографии нечасто выставляемого
Алексея Зеленского, принадлежащего к школе Бориса Смелова, со всеми
вытекающими сюжетами. Классические натюрморты, знаменитые петербургские
дворовые прорези, отражения, смешанные с реальностью, мистика, профессионально
переложенная на черно-белую пленку так, чтобы было много оттенков.
В "Библиотеке независимого искусства" художники Евгений Орлов
и Вадим Воинов вспоминали о псковщине. Только Евгений Орлов, почему-то
с помощью "отчетно-выборной" формы - незатейливых цветных
пейзажей, выложенных крестом. А Вадим Воинов, как обычно, переработал
увиденное в коллажи. Любопытен, например, "Романтический иконостас",
выложенный в окоеме окна, часть которого состоит из "перечеркнутых"
друг другом линеечек.
В музейном флигеле - рестроспектива художников товарищества "Свободная
культура" периода 80-90-х годов, где можно опознать различные школы
и почерки: будь то ранний Маслов, зрелый Лукка или лежалая килька Валерия
Вальрана, которая впоследствии выросла в его собственное саркастическое
художественное направление - килькарт.
Источник: "Деловой
Петербург", 13.09.2002