Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

13.09.2002
Музыка

Золотой мальчик Штефан Альтенбургер и "Жидкое небо" Славы Цукермана

DJ Golden Boy 21 сентября в 23.00 в клубе "Мираж-Синема" (П.С., Большой пр.,35) состоится необычная вечеринка "Жидкое золото", являющаяся осенним продолжение знойного "Стереолета". В ней примут участие DJ Golden Boy (live, Германия), DJ Cosinus, DJ Дан Шувалов (electro, new wave, 80s, pop). Кроме того, состоится эксклюзивный кинопоказ культового фильма Славы Цукермана "Жидкое небо" на сеансах в полночь, в два и в четыре часа ночи. В качестве dress-code приветствуются золотые украшения, золотые зубы, золото 583-й пробы, и конечно, золотой характер и светлая голова.

Golden Boy

Ди-джей, музыкант и продюсер Штефан Альтенбургер (Stefan Altenburger) - родом из детства. Взять хотя бы псевдонимы. Golden Boy - мальчик-знайка из популярной серии комиксов Манга, раскрученной на немецком MTV. Klettermax - дурашливый человечек из детских стишков. Но и этого Штефану мало. В последнее время он любит надеть костюм из лампочек и в таком виде светиться на сцене, исполняя радостный электро-поп.
Начиналось все достаточно невинно. Альтенбургер, благовоспитанный гражданин Швейцарии и житель города Цюриха, прославился как художник и фотограф. Работал с цифровым изображением, увлекался видеоартом, получил пару государственных премий в области дизайна и визуального искусства. Работы объехали полмира, демонстрировались в модных галереях, были опубликованы во многих европейских журналах, а к Штефану пришла слава. Позже к инсталляциям из песка и мусора присоединились сдержанные звуки - в начале 1990-х Альтенбургер увлекся музыкальным формотворчеством. Но видимо, не из любви к звуковой гармонии, а скорее как математик, заставляющий цифру звучать. Его холодные однообразные лупы вышли за рамки классического минимал-техно, и получилось, то, что критики назвали термином ClickTechno Tracks. Никакого грува, никакого фанка - только холодный язык цифр.
Штефан назвал проект Klettermax, выпустил пару релизов и завоевал популярность в богемных кругах второй раз - уже как музыкант. Постепенно Штефану становилось тесно в узких рамках техно и он пошёл по пути экспериментов. Определиться в правильности выбранного стиля, Штефану помогла случайная встреча с Каролин Херве (Caroline Herve), француженкой из Гренобля, выступавшей под псевдонимом Мисс Киттин. К тому времени Мисс Киттин заслуженно носила титул неодиско дивы, и уже успела поэкспериментировать со многими музыкантами. Когда Штефан на одной из вечеринок услышал, как Мисс Киттин сводит его Klettermax с New Order, он немедленно пригласил её принять участие в совместном проекте. Скабрезная манера исполнения Мисс Киттин, положенная на творческий потенциал Штефана (а он к тому времени уже полностью определился с выбранным музыкальным стилем и с новым для себя творческим альтер-эго в виде суперфрика Golden Boy) продиктовала и стиль совместной работы. Это переосмысление синти-попа 80-х, доведённого до абсурда с высоты начала ХХI века, некая звуковая иллюстрация к "Жидкому небу" Славы Цукермана, если бы этот фильм снимался сейчас. Это была адская смесь nu-electro, synth-electro, старых эстрадных номеров, минимализма и "новой волны". Некоторые же треки просто смешили, но весь этот коктейль создавал необыкновенную атмосферу. Ещё одна причина популярности Golden Boy, как с Мисс Киттин, так и без - это мода. Неожиданный поворот в направлении музыкальных стилизаций от квази-попа Whirlpool Productions (с их ставшей классической From Disco To Disco) до ироничного реаниматора "новой волны" Андреса Дюрау вдохнул свежую струю в истлевших в забвении синти и электро.
Для русского же слушателя эта музыка близка ещё и потому, что это послание с блаженного острова социализма, ностальгия по передаче "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", по Олимпиаде-80 и балету телевидения ГДР, всего того, что являлось знаковым для поколения, которому сейчас 30. Синти-поп вернулся, но в совершенно новом обличии. Вместо глупого юношеского романтизма с крашеной чёлкой, вместо стандартного (за некоторым исключением) состава "два гея и синтезатор" (даже Ministry не миновали этого), синти-поп обернулся гламурным издевательством, с наглой ухмылкой хлещущим кожаной плёткой-семихвосткой самого себя. Романтика сдалась под натиском стебалова циничных фриков, а пафосная героика обернулась глумливым компьютерным кваканьем. История повторяется в виде фарса. А романтикам придется искать себе новое музыкальное пристанище.

Golden Boy & Miss Kittin - Or (Ladomat 2000)
Golden Boy & Miss Kittin - Rippin Kittin (Ladomat 2002)

Жидкое небо

Фильм "Жидкое небо" (Liquid Sky) - редкий пример удачного трэш-фильма, который с годами стал культовым. Снят Славой Цукерманом, бывшим соотечественником и эмигрантом, на полмиллиона долларов в 1982 году в США. О "Liquid sky" американские критики без запинки говорят: low-budget sci-fi new-wave cult classic. Европейцы высказываются осторожнее: экспрессионизм в кино, ревущие 80-ые в городе Нью-Йорке. Отечественные со смаком пересказывают синопсис: инопланетяне высаживаются на землю в поисках героина и обнаруживают, что оргазм куда привлекательнее. Присмотрев лофт, где живет драг-дилер и модель Маргарет, к которой постоянно наведываются богемные тусовщики, они начинают слежку. Финал каждой постельной сцены: инопланетяне вместе с веществом, выделяющимся в мозге в момент оргазма, воруют сам источник - очередного партнера или партнершу манекенщицы. На Фестивале в Сан-Франциско в 1999 году Слава ответил на вопрос, который мучил целое поколение: во время съемок никто не пострадал, среди участников наркозависимых нет.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100