Вчера
в Русском музее в залах Мраморного дворца открылась выставка немецкого
художника Бернарда Шульце. Эта экспозиция является частью большого цикла
посвященных немецкому искусству выставок, которые совместно организуют
Русский музей и Музей Людвига в Русском музее. Несмотря на широкую известность
Шульце - количество только персональных его выставок приближается к
50-ти, и, несмотря на то, что в собрании Людвига в Русском музее находится
одно из наиболее известных созданий художника "Мигоф" - сложная
конструкция из металла, пластика и расписанного масляными красками холста,
в России с его творчеством, как и с его биографией, практически, не
знакомы. А между тем, Бернарда Шульце называют квинтэссенцией всех возможных
представлений о "немецком художнике". История его живописных
перерождений начинается с увлечения сюрреализмом и кубизмом, включает
краткий период ташизма и экспрессионизма, и отнюдь не завершается приверженностью
L'apt informel. Его литературные предпочтения - французские символисты
и поэзия Георга Тракля. И, конечно же, как всех немцев, его занимают
музыка и философия.
Бернард Шульце родился в 1915 году в городе Шнейдемюле (Германия), получил
художественное образование сначала в Берлинском колледже художественного
воспитания, затем в Дюссельдорфской Академии. Во время Второй мировой
войны, с 1939 до 1944 года, воевал в африке и на Восточном фронте. После
демобилизации и возвращения на родину выяснил, что все его графические
и живописные работы были утрачены - Шульце начал занятия изобразительным
искусством, образно говоря, с "чистого листа". Первые послевоенные
работы были сделаны в сюрреалистической манере. В 50-е годы он обращается
к ташизму. Дальнейшее продвижение по намеченному маршруту привело живописца
к работе в стиле "информель" (L'apt informel) - романтическому,
сентиментальному направлению, уделяющему большое внимание "ментальным
ландшафтам". В это же время он придумал своих "Мигофов",
которые теперь существуют не только в трехмерном пространстве, но и
на бумаге или холсте: "Рождение мигофа" (белый картон, кар.,
1999), "Танцующий осенний мигоф" (х., масло, 2001).
Автор мифических полусуществ-полурастений "мигофов" полагает,
что настало время "перейти от искусства к природе". Природа
в его понимании - это совсем не пейзаж, это становление, происхождение
ландшафта. И это не портрет существа, которое уже есть и только движется
к своему разрушению-смерти - это изображение зарождения, появления организма
из движущейся материи, воздуха, из первоначального хаоса. Шульце этого
не скрывает - названия живописных холстов и огромных карандашных рисунков
говорят именно об этом: "Прежде, чем вещи приобрели облик",
"Сумбур впечатлений превращается в образ" (бел. картон, кар.,
1999), "Был как-то однажды пейзаж" (бел. картон, кар., 1999).