Кино
бывает разным – голливудским, авторским, коммерческим, арт-хаусным,
пропагандистски. Братья Алейниковы снимали кино «параллельное» - кино,
которое не пересекалось ни тематически, ни идеологически, ни технически
с тем кино, которое широко шагало тогда по широким экранам страны.
Определение «параллельного кино» вписано во все кино-энциклопедии
мира, «параллельное кино» снималось на 8, 16 и 35-миллиметровую пленку,
«параллельное кино» - это то, что можно будет увидеть 14, 15 и 16
марта в клубе СИНЕ ФАНТОМ.
Ретроспектива фильмов Игоря и Глеба Алейниковых в СИНЕ ФАНТОМЕ? Нечто
тавтологичное. Имена этих режиссеров, название старейшего независимого
российского киноклуба и само определение «параллельное кино» - вещи
накрепко связанные. Параллельное кино начал снимать Игорь Алейников
в конце 80-х, журнал “Cine Fantom” на рубеже десятилетий издавали
Алейниковы, клуб СИНЕ ФАНТОМ, спустя год после гибели старшего брата,
открыл Глеб Алейников. Через этот клуб прошло бессчетное количество
людей, снимавших в то время кино своими силами на свои средства.
Таким образом, перед нами – целое явление, – уникальное и вполне себе
самостоятельное, достаточно мощное, чтобы можно было, не лукавя, сказать
– без него современный российский кинематограф выглядел бы иначе.
Свобода, с которой параллельщики ваяли свои фильмы, свобода, которая
позволяла без оглядки даже на такие священные авторитеты авангарда,
как, скажем, Эйзенштейн и Вертов, снимать кино так, как этого хочет
рука, удерживающая камеру – эта свобода ценна уже тем, что дает возможность
осознать условность жанровых, языковых и стилистических канонов. По
сути, убивая, таким образом, кино, каковым оно мыслится режиссерами-ремесленниками
и зрителями-потребителями, глумясь над его создателями и любителями,
прорывая в его истории бреши и создавая в точках прорыва свою собственную
мифологию, кино «параллельное» дает Кинематографу возможность обновиться,
выжить и с новой силой питать культуру образами «больших иллюзий».
СИНЕ ФАНТОМ покажет в кинотеатре Фитиль:
14 марта
«Трактористы-2», 1992
Римейк эпохальной комедии Ивана Пырьева «Трактористы» (1939)
Режиссура – Игорь Алейников, Глеб Алейников
Сценарий – Глеб Алейников, Рената Литвинова
В ролях: Евгений Кондратьев, Мария-Лариса Ватерлоо-Бородина, Александр
Белявский, Борис Юхананов, Анатолий Кузнецов, Петр Поспелов, Евгений
Юфит, Александр Дулерайн, Олег Хайбуллин
15 марта
«Здесь кто-то был…», 1989
Режиссура, сценарий – Игорь Алейников, Глеб Алейников
В ролях: Евгений Кондратьев, Евгений Юфит, Андрей Мертвый, Борис Юхананов
«Америга», 1990-1997
Режиссура, сценарий – Игорь Алейников, Глеб Алейников
В ролях: Игорь Алейников, Глеб Алейников, Дмитрий Пригов.
16 марта
Ранние фильмы Игоря Алейникова:
«Верхняя точка», 1981
«Имена», 1982
«1 мая 1983 года», 1983
«Филателист», 1983
«Аттракцион», 1983
«Метастазы», 1984
Начало всегда – в 20.00