9
мая группа "НовЫе основания" (Петербург) в Галерее экспериментального
звука ГЭЗ-21 на Пушкинской, 10, представила аудио-визуальный перформанс
"Перемещения Слайдов и Звуков в Пространстве и Времени". В
краткой аннотации, которой авторы предварили демонстрацию 12-ти слайд-фильмов,
они назвали свой сеанс слайд-терапией. Последующее погружение в созданный
ими "Визуально-звуковой сон" показало, что ими данное определение
наиболее адекватно передает характер искусства "НовЫх оснований".
Реальные перемещения, совершаемые в физическом пространстве и времени,
оставляют следы в воспоминаниях. Эти следы наслаиваются друг на друга,
переплетаются с впечатлениями от выдуманных чужих историй, собственными
фантазиями и снами, искажаются и стираются. Случайные звуки и запахи,
внезапно прорвавшиеся в повседневное существование, опрокидывают в прошлое
и заставляют точно определить место и время, которое они маркируют в
череде воспоминаний, попутно решая, было или не было, реально произошло
или только когда-то привиделось во сне, явилось в воображении.
Похоже, что это рассуждение - намек на известное пирожное "мадлен".
Но это только так кажется. На то и "НовЫе основания", чтобы
отказаться от медлительного течения литературной речи, словесных образов,
исторических аллюзий, культурных ассоциаций. Аудио-визуальный перформанс
"Перемещения Во Сне" - это "поток сознания" особой
интенсивности и "повышенной проникающей способности". Звуки,
музыка и зрительные образы, а тем более их сочетание в виде слайд-фильма,
не требуют от зрителя (как, допустим, "Улисс" - от читателя)
собой образованности, в этом смысле, они демократичны. Не требуют много
времени на восприятие, на совершение "виртуального путешествия"
- за три часа благодаря "П.В.С." зритель оказывается в Берлине,
Петербурге, Северодвинске и др. городах. Но терапевтическое воздействие
сеанса не заканчивается с последним слайдом, с отключением звукового
сопровождения. После завершения всех перемещений в сознании идет работа
по интерпретации отдельных кадров, картинок, которые успели ударить
в какую-то точку, получить эмоциональный ответ, но на расшифровку этого
сигнала не хватило времени, не хватило сил. Что-то дешифруется сразу,
так как находилось на поверхности - достаточно было малейшего воздействия,
чтобы привести в движение механизм памяти. Что-то залегает очень глубоко
и остается непонятым, поэтому тревожит и заставляет постоянно возвращаться
к моменту зарождения, к увиденному в "П.В.С.", словно ожидая
следующего сеанса, который бы дал если не шифр, то хотя бы небольшую
подсказку.
Ссылки по теме:
12
живых слайд-фильмов обещают мгновенную телепортацию [Дмитрий
Шолохов]