Впервые
картины русских обитателей Монмартра, Монпарнаса и Сен-Жермен де Пре
собраны вместе на выставке "Русский Париж" в корпусе Бенуа.
Всего около 200 работ порядка 70 авторов. Для создания выставки были
привлечены силы нескольких политико-культурных институций - AFFA, Министерства
культуры Франции, Французского посольства в Москве, мэрии города Бордо,
а также крупных европейских музеев и частных коллекций Франции, Швейцарии,
Германии, США.
Выставка - это не энциклопедия, хотя стремление показать всю палитру
русской эмиграции, как говорится, налицо. Творчество Василия Кандинского,
Марка Шагала, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова знакомо нам, главным
образом, по их раннему, "доэмиграционному" периоду. Другие
- Николя де Сталь, Серж Поляков, Андрей Ланской - реализовали себя уже
в эмиграции, а работы Александра Архипенко, Хаима Сутина, Сони Делоне,
Жака Липшица известны, в основном, по иллюстрациям в альбомах. Таким
образом, выставка в корпусе Бенуа позволяет не только заполнить черные
дыры своего образования, но и увидеть знакомые произведения в том контексте,
в котором они создавались. Правда, русскому зрителю этого может показаться
мало, и он не упустит повода поразмышлять о тоске по Родине и эмигрантской
скуке.
Но
стоит ли искать здесь следы ностальгии? Этот вопрос приходит на ум в
последнюю очередь. Нет ничего более проблематичного, чем заниматься
поисками эмигрантской тоски в абстрактных композициях Павла Мансурова
или Сержа Полякова или даже в лубочной "Масленице" Сергея
Судейкина - слишком уж декоративная, "театральная", ярмарочная
картинка получается. О "ностальгии как таковой" и о хронической
нехватке средств к существованию можно узнать лишь из биографий.
Как известно, заработать на жизнь продажей картин удавалось далеко не
всем. Большинство русских художников в эмиграции делали это, рисуя эскизы
к театральным постановкам - на выставке они представлены в изобилии.
Не все получили признание при жизни, некоторые до сих пор известны в
своем "нехудожническом" амплуа, как, например, Мария Васильева
- основательница "Свободной русской академии", ставшей литературно-художественным
центром русских парижан.
Прожив большую часть жизни во Франции, многие из них так и не смогли
победить свою "русскость". Часть, как Павел Мансуров, даже
язык толком не выучили. Несмотря на это, не только доказали собственную
жизнеспособность, но и значимость русских инвестиций в европейскую культуру
первой половины ХХ века.
Ностальгия ностальгией, а искусство - искусством. Лучше всего о ней
забыть, и просто получить удовольствие от лицезрения абстракций Николя
де Сталя и Андрея Ланского, чувственной "Парижанки" Климента
Редько, испанок Натальи Гончаровой или импрессионистских арлекинов Ивана
Пуни. И вообще, от всей выставки, продуманной буквально до мелочей:
от документальных снимков и архивных киноматериалов до стилизованного
парижского кафе, этакой "Ротонды" или "Ля куполь"
в миниатюре.