Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

14.08.2005
Кино и видео

Глаза не купишь
[Максим Райскин]

Вим Вендерс: "Глаза невозможно купить"Сегодня 14 августа Виму Вендерсу исполнилось 60 лет. Сын дюссельдорфского хирурга, изучавший медицину и философию во Фрайбурге и Дюссельдорфе, живопись и графику в Париже, а в 1967 году как в омут с головой бросившийся в кинематограф, получил известность уже после первых своих фильмов – "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" (1971 г.) (экранизации романа Петера Хандке) и "Алиса в городах" (1973 г.). "Золотая пальма" в Каннах, Венецианские львы, "Серебряные медведи" Берлинале, номинирование на Оскар – чего только не было в жизни Вендерса, которому уже при жизни можно присудить звание классика немецкого и мирового кино. Сам он, впрочем, предпочитает называть себя "профессиональным путешественником", а сюжет большинства его фильмов, так или иначе, строится вокруг темы путешествия и дороги.
Вендерс – по сути такой мультиталант, один из немногих, кому удается совмещать казалось бы несовместимое. К примеру - серьезное кино со съемками коммерческих фильмов. Его ленты вошли в антологию "нового немецкого кино", параллельно он делал и документальные, музыкальные фильмы и даже рекламные ролики для "Дойче бана". С конца 80-х начала 90-х он говорит о себе как о приверженце дигитальной революции, старается внедрять в фильмопроизводство новые технологии, продолжая оставаться ностальгически и даже как-то наивно верным авторскому кино 60-х. Снимает фотосерию с моделями haute couture от японского дизайнера Йоджи Ямамото ("Заметки об одежде и городах", 1989 г.), не расставаясь при этом со своей потертой курткой и видавшими виды джинсами. И далее в том же роде.
"Глаза невозможно купить", - сказал однажды Вендерс. Действительно, когда Денис Хоппер ("Париж, Техас", 1984 г.) в своей ковбойской шляпе и сапогах гордо вышагивает по Гамбургу, или когда Бруно Ганц в роли ангела ("Небо над Берлином", 1987 г.) с высоты птичьего полета обозревает Берлин – не нужно никаких словесных комментариев. Кинематографическая картинка говорит сама за себя. В этих кадрах все – и потерянная родина, и утраченная идентичность и то, что немцы называют "Fernweh" – нечто вроде страсти к путешествиям и невозможности находится там, где ты есть.
Сам Вендерс, ведущий с начала 80-х подвешенное существование на два дома в Лос Анжелесе и Берлине, похоже, разделил судьбы своих героев. Последний его американский road movie "Don't come knocking", за который он получил этим летом приз в Локарно, появится в кинотеатрах 25 августа. Следующий фильм Вендерс собирается снять в Германии. "Я должен поездить по стране, прежде чем я вообще буду иметь право, снова здесь снимать ", - говорит он. "В данный момент я знаю Германию гораздо хуже, чем американский запад, знатоком которого я действительно являюсь – большим, чем Саксонии, Мекленбурга или Баварии".



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2021
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100