Сегодня
14 августа Виму Вендерсу исполнилось 60 лет. Сын дюссельдорфского
хирурга, изучавший медицину и философию во Фрайбурге и Дюссельдорфе,
живопись и графику в Париже, а в 1967 году как в омут с головой бросившийся
в кинематограф, получил известность уже после первых своих фильмов
– "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" (1971 г.) (экранизации
романа Петера Хандке) и "Алиса в городах" (1973 г.). "Золотая
пальма" в Каннах, Венецианские львы, "Серебряные медведи"
Берлинале, номинирование на Оскар – чего только не было в жизни Вендерса,
которому уже при жизни можно присудить звание классика немецкого и
мирового кино. Сам он, впрочем, предпочитает называть себя "профессиональным
путешественником", а сюжет большинства его фильмов, так или иначе,
строится вокруг темы путешествия и дороги.
Вендерс – по сути такой мультиталант, один из немногих, кому удается
совмещать казалось бы несовместимое. К примеру - серьезное кино со
съемками коммерческих фильмов. Его ленты вошли в антологию "нового
немецкого кино", параллельно он делал и документальные, музыкальные
фильмы и даже рекламные ролики для "Дойче бана". С конца
80-х начала 90-х он говорит о себе как о приверженце дигитальной революции,
старается внедрять в фильмопроизводство новые технологии, продолжая
оставаться ностальгически и даже как-то наивно верным авторскому кино
60-х. Снимает фотосерию с моделями haute couture от японского дизайнера
Йоджи Ямамото ("Заметки об одежде и городах", 1989 г.),
не расставаясь при этом со своей потертой курткой и видавшими виды
джинсами. И далее в том же роде.
"Глаза невозможно купить", - сказал однажды Вендерс. Действительно,
когда Денис Хоппер ("Париж, Техас", 1984 г.) в своей ковбойской
шляпе и сапогах гордо вышагивает по Гамбургу, или когда Бруно Ганц
в роли ангела ("Небо над Берлином", 1987 г.) с высоты птичьего
полета обозревает Берлин – не нужно никаких словесных комментариев.
Кинематографическая картинка говорит сама за себя. В этих кадрах все
– и потерянная родина, и утраченная идентичность и то, что немцы называют
"Fernweh" – нечто вроде страсти к путешествиям и невозможности
находится там, где ты есть.
Сам Вендерс, ведущий с начала 80-х подвешенное существование на два
дома в Лос Анжелесе и Берлине, похоже, разделил судьбы своих героев.
Последний его американский road movie "Don't come knocking",
за который он получил этим летом приз в Локарно, появится в кинотеатрах
25 августа. Следующий фильм Вендерс собирается снять в Германии. "Я
должен поездить по стране, прежде чем я вообще буду иметь право, снова
здесь снимать ", - говорит он. "В данный момент я знаю Германию
гораздо хуже, чем американский запад, знатоком которого я действительно
являюсь – большим, чем Саксонии, Мекленбурга или Баварии".