В
Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Петропавловской крепости,
открылась выставки работ фотожурналистов и фотографов СМИ, победивших
на Международном конкурсе фотографий прессы "World press photo".
Каждый раз, ожидая итоги конкурса "World press photo", надеешься
на ломку стереотипов. Видимо из-за особой подвижности участников -
действующих пресс-фотографов со всего мира. Но рамки заданы, критерии
ясны - и надежды оказываются напрасны. Первый приз должен получить
снимок из горячей точки планеты, демонстрирующий человека в бедственных
условиях существования. Более или менее так.
Международное жюри 47-го конкурса «World press photo» не пошло против
стереотипов и присудило главный приз 2003 года цветному снимку французского
фотографа Жан-Марка Божу (Associated Press). На фото изображен иракский
мужчина и его 4-летний сын, которые содержатся в центре перераспределения
военнопленных в Наджафе, Ирак (31 марта 2003 года).
Такие признаки как ангажированность социальным контекстом, недвусмысленность
и острота, наверное, можно записать как «в плюс», так и «в минус»
фотографиям-победителям престижного конкурса. Основное внимания здесь
все равно уделяется не снимку, а той ситуации, в которой он был сделан,
тому (не-брессоновскому) моменту, когда фотограф нажал на спуск. Дополнительные
очки полагаются за близость к точке смерти, кровопролитию, опасности
для жизни фотографа. Все это понятно. Как понятно и то, что едва ли
эти фотографии будут приняты без текстовых подписей под ними.
В целом формула успеха пресс-фотографии номер 1 в мире выглядит так:
смертельно-опасная ситуация (желательно Ирак с песком или Чечня и
с горами) - фотограф-камикадзе - удачный момент для «выстрела» (удачный
момент, но не момент истины). При таком «лобовом» отношении к «лобовым»
снимкам, мы все равно настоятельно рекомендуем посетить выставку в
Музее истории. Хотя бы из чувства патриотизма. Одним из призеров конкурса
стал фотокорреспондент газеты "Известия" Сергей Максимишин,
занявший первое место в разделе «Arts and Entertainment Story» за
работу "Актеры-любители за чаепитием", сделанную в Санкт-Петербурге.