В
Государственном центре фотографии открылась выставка московских концептуальных
фотографов.
По мысли Александры Митлянской и Валерия Орлова, "Красота для всех"
- это декоративные атрибуты человеческого быта, возведенные в ранг самоцели.
Некоторые собирают статуэтки - Валерий Орлов "коллекционирует"
фотографии статуэток, сталинской и постсталинской эстетики, раздувая
с помощью оптики маленькие объекты из фарфора до величия имперских масштабов.
Нелепо-огромные пограничник с собакой, прикорнувший возле стола Пушкин,
дамочки и кошечки - пришлись бы ко двору московскому метрополитену с
его плодоносящим пафосом или же полотнам Энди Уорхола, дублирующего
продукты распада массовой культуры. Можно вообразить также, что, сталкивая
их "лбами", фотограф открывает "новое пространство"
взаимодействия, вызывает напряжение от "курьезности сопоставлений",
а также задает "штамповкам" индивидуальные черты, как в музеях
восковых фигур. Можно даже увидеть, что с помощью "фотоувеличения"
фотограф будто бы декларирует великую миссию высвобождения атрибутов
мещанства от китча. Все это настоятельно рекомендуют пояснительные искусствоведческие
тексты, в то время как профессиональные фотографы, скорее всего, цинично
сравнивают экспозицию с обычной халтурой (в хорошем смысле) - съемкой
на заказ. Но и это можно трактовать как нарочитую имитацию коммерческой
работы, случайного заработка, что собственно делал в свою бытность Энди
Уорхол, плодя и размножая баночки супа "Кэмпбелл". То есть
вопрос актуальности также остается под вопросом.
Идея тиражирования продолжена в "цветописи" Александры Митлянской:
в изображениях фрагментов лилий крупным планом, который щедро одарил
натюрморт масштабами ландшафта, где тычинки разрастаются до величины
сталактитов, а нежные складки цветка - "возвеличиваются" до
пористой мертвой штукатурки. Ни слова об эротике - эротика съедена вместе
со знаменитой дыней Татьяны Либерман и калами Мэплторпа.
Живое становится мертвым, а мертвое - живое. И так - много раз. Правда,
если все время повторять одно и то же слово, оно теряет смысл, а если
красоту - она ускользает.