16
апреля в 18.30 в Центральном Доме Художника (Москва) и 25 апреля в 20.00
в Red Club пройдут выступления уникальной группы "Махараджа"
(Индия). Сами себя музыканты называют "цыганами из Раджастана",
пустынного района, за прежние заслуги называемого "страной королей",
в настоящий момент превратившегося в заброшенное место, где время остановилось.
О прошлом в Раджастане говорит многое: значимость деления общества на
касты, смешение религий и верований - шаманизм, индуизм, ислам, суфизм,
неизменность присутствия в повседневной жизни древних ритуалов, сопровождаемых
традиционной музыкой и танцами. Музыканты и танцоры "Махараджа"
принадлежат к этой эклектичной культуре, в Индии таких людей называют
"калакар" - священные слуги искусства. Их одухотворенная,
чувственная музыка, в которой наслаждение сменяется болью, где монотонные
мелодии сопровождаются причудливыми ритмами, завоевала любовь не только
на родине, но и во всем мире от Токио до Сан-Франциско. Они постоянно
участвуют в международных фестивалях, таких как "Цыганский караван"
в США или "Время цыган" в Европе. В 2002 году вышел первый
сольный альбом "Махараджа" - "786".
В состав группы "Махараджа" входят представители нескольких
музыкальных каст Раджастана. Их предки, распевая баллады и религиозные
песнопения, распространяли мистическое учение суфиев. Большая часть
музыкантов принадлежит к касте Ланга. В переводе Ланга обозначает "несущий
песню". Они единственные наследники вокальной традиции королевской
семьи, к которой сами некогда принадлежали. Их песнопения - это настоящий
магический ритуал. Их путь - поиск совершенного звука. В 17 веке из
индуизма Ланга были обращены в ислам, а позже испытали влияние суфизма.
Суфийская традиция исключает использование ударных инструментов, поэтому
классический репертуар Ланга сегодня исполняется без перкуссии. Другие
участники коллектива относятся к касте Манганьяр (буквально - просящий
милостыню). Несмотря на то, что в основном члены секты исповедуют ислам,
они до сих пор поют в индуистских храмах.
Танцоры Махараджа являются последователями философии и практики йогов,
поклонявшихся кобре. Их танец наполнен глубокими символами, танцовщица
в состоянии транса как - бы перевоплощается в эту священную змею.
"Махараджа", на деле оправдывая звание "священных слуг
искусства", своей музыкой обещают освобождение от времени, от соблазнов
и искушений материального мира, возвращение в детство и, одновременно
путешествие в запредельные миры.