Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

15.04.2003
Выставки

Петербург сто лет тому назад
[Елена Невердовская]

17 апреля в 16.00 в Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка "Петербург в 1903 году в фотографиях Карла Буллы", организованная совместно музеем истории Санкт-Петербурга, отделом культуры Генерального Консульства Германии в Санкт-Петербурге и Центральным Государственным архивом кинофотофонодокументов.

Карл Булла. "Неделя Петра" в Петербурге. Театрализованное представление в Летнем саду: "апофеоз" ПетраНиколай Второй не любил Петра Первого Великого. На все славословия в адрес "Державного Основателя и Великого Преобразователя", которыми пестрела официальная петербургская пресса юбилейного 1903 г., он мог бы ответить той же фразой, что и восторженному министру двора: "Я признаю много заслуг за моим знаменитым предком, но сознаюсь, что был бы неискренен, ежели бы вторил вашим восторгам. Это предок, которого менее люблю за его увлечение западной культурою и попирание всех чисто русских обычаев". Однако не проблемы отцов и детей стали главной причиной того, что в праздновании двухсотлетнего юбилея столицы, проходившем 16 мая, царствующий монарх принял минимальное участие. Основным аргументом против публичных выступлений императора была опасность покушения на его жизнь. Поэтому Николай II только открыл вновь построенный Троицкий мост, который, впрочем, имел большее отношение к семейной истории императора, чем к городскому празднику (мост был заложен в 1891 г. в честь двадцатипятилетия со дня бракосочетания родителей последнего русского царя - Александра III с Марией Федоровной).
Основные тяготы подготовки, бесконечные хлопоты и приятные почетные обязанности легли на плечи членов Городской Думы. В 1898 г. была создана специальная Юбилейная Комиссия, которую возглавил сам городской голова, купец 1-й гильдии Павел Иванович Лелянов. С присущей своему сословию практичностью он не допустил осуществления маниловских проектов - постройки огромного Петровского дворца мореходства, торговли и промышленности или создания искусственного острова имени Петра Великого на месте Синефлагской мели. Все силы и средства были потрачены на весьма прозаическое развитие городского хозяйства, школы и больницы. Впрочем, здравый смысл и практичность Юбилейной Комиссии оказались не в силах победить трафаретность сценографов, оформителей и затейников, сочинивших сюжеты и декорации для главного торжества по случаю дня рождения города.
Как отмечала пресса, "это солнце, этот ласковый ветерок, эта река были лучшим украшением юбилейных торжеств. Все остальное, по правде сказать, было достаточно трафаретно, обычно, бедно творческим замыслом и творческой фантазией. Были колонны, арки, картины и даже - на Невском - два фонтана. Но… Когда у нас не бывает этих колонн, этих арок? Это - застывшая, мертвая форма изображения всех торжеств и полуторжеств. Дальше этого мы ничего придумать не можем". Всюду чествовали Петра I: Петр со сподвижниками на Здании Городской Думы, Петр с топором у Гостиного Двора, Народного Дома в Александровском саду, на Петровском острове и в Екатерингофском парке.
Основная часть праздничных уличных декораций появилась накануне торжества 15 мая, причем сразу было известно, что все будет демонтировано, буквально следующей ночью. Поэтому все спешили увидеть собственными глазами "портал в стиле Людовика XIV", диораму в Летнем саду, "красивую сень" и "роскошный шатер", принять участие в петровском маскараде, развлечься живыми картинами на мифологические и исторические темы, свадьбой карликов, которую разыгрывали разодетые дети, и петровскими фейерверками - "потешными огнями". Через день все исчезло, город вернул себе облик высокомерной имперской столицы, декорации, скульптуры, картины были уничтожены самым варварским способом.
Все убранство, все подробности праздника сохранились только в газетных репортажах - и на фотографиях Карла Буллы. Именно благодаря способностям, характеру, энергии знаменитого петербургского фотографа и предпринимателя мы имеем возможность не только прочитать, но и увидеть события вековой давности, в том числе - Санкт-Петербург в год двухсотлетнего юбилея.
Это в наши дни каждый может практически без ограничений фотографировать на улице, в будние дни и во время торжеств. Тогда все было иначе. Карл Булла, уже более двадцати лет работавший в фотографии, в разное время владевший студиями на главных петербургских магистралях - Садовой и Невском, в 1886 г. обратился к градоначальнику с просьбой "разрешить выдачу свидетельства на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как то: на улице, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга". Месяц спустя Булле было великодушно предоставлено право "снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей с условием, что при производстве означенной работы не было причинено стеснение публики и экипажей".
С этого момента карьера Карла Буллы пошла в гору: его снимки стали печататься буквально во всех журналах, посыпались новые заказы уже на выездную съемку. В 1895 г. в журнале "Лес" он был впервые назван "нашим известным фотографом". Чуть позже Карл Булла стал официальным фотографом Императорской Публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Императорского Российского Пожарного общества, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых, многих учебных заведений. Ему было разрешено снимать спуск судов на воду, фотографировать во время военных учений и в заводских цехах. Давая рекламу в прессе, Булла рекомендовал себя "как старейшего фотографа-иллюстратора, занимающегося фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня", снимающего "все, в чем только встретится потребность", "всегда подготовленного к выезду", отправляющегося по приглашению, куда бы то ни потребовалось". Он сообщал, что "снимает все, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днем, так и во всякое вечернее время - при своем искусственном свете".
Вот так, постоянно снимая, "не стесняясь помещением, везде и всюду", провел Карл Булла юбилейный год. Точно такого же отношения к работе требовал он от своих коллег, учеников, работающих в фирме "К. К. Булла". Более пятидесяти фотографий этой фирмы предоставлены на выставку архивом Кинофотофонодокументов. На снимках - срез двухсотлетнего года жизни столицы Российской империи: репортажи о выставках и спортивных соревнованиях, документация юбилейных торжеств и праздников в отдельных учреждениях, катастрофическое осеннее наводнение и многое другое.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100